Технологический бизнес - процесс для организаций стройиндустрии можно подразделить на следующие процессы (рис. 2.3): общестроительные (1); специализированные (2); цеха по изготовлению сборных изделий и по производству бетона (3); вспомогательные, к которым относятся процессы по использованию оборудования, машин, механизмов и транспортных средств (4, 5); комплектование продукции (6); управленческие, к которым относятся аппаратоуправление, руководство производственными и технологическими бизнес-процессами (7) и др.
В (1—7) входят процессы, которые являются вторыми или последующими уровнями, например, действия отдельных работников.
Многие виды деятельности административно-управленческого персонала, такие как финансирование, кадровые вопросы, обработка данных и т.д. не уступают по сложности производственным процессам. Эффективность производственных процессов обеспечивается за счет надежного управления и безопасной связи со всеми процессами. К управленческим процессам можно отнести следующую деятельность:
— взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителя);
— формирование политики в области качества;
— планирование;
— распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;
— анализ со стороны руководства;
— управление документацией;
— управление записями.
Упрощенная схема процесса приведена на рис. 2.6.
Каждый из процессов состоит из нескольких операций. В состав операций входят стандартизованная последовательность процедур, параметров, показателей и идентификация.
Хозяин процесса | ||||||||||
| ||||||||||
Ресурсы: технология, оборудование, персонал |
Информация: параметры процесса, параметры продукции, удовлетворенность потребителя | |||||||||
| ||||||||||
Вход процесса |
Выход процесса |
Потребитель мониторинга | ||||||||
Рис.2.4. Упрощенная схема процесса.
В документе по операциям и процедурам отражаются вопросы:
— цель выполнения операций (процедур);
— последовательность выполнения с указанием промежуточных результатов и требований к ним;
— порядок (методы) выполнения операций (процедур), сроки, контроль;
— квалификация исполнителей;
— взаимодействие между операциями, процедурами и исполнителями;
— требования к ресурсам, необходимым для выполнения операций;
— оценка выполнения.
Производственные и технологические бизнес - процессы в любой организации в основном стандартны. Проблема заключается в том, чтобы определить все процессы и работы , которые позволят создать ценность для потребителя и снизить воздействие на окружающую среду. Все бизнес - процессы обеспечивают достижение общей цели, определяемой политикой организации. Но каждый из процессов предназначен для удовлетворения определенных потребностей соответствующих групп потребителей и, следовательно, должен быть идентифицирован, спланирован, управляем и оценен в достижении общей цели организации.
В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов.
1. Принятие решений «что производить» и подготовка технических условий.
2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.
3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.
4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.
5. Разработка долгосрочных планов по качеству.
Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает процессный подход к управлению качеством.
Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.
На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.
На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.
На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.
Управление качеством — органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.
Из этого определения следует, что уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает регулирование качества по процессам (Таблица2.1 )
Таблица 2.1. Регулирование качества по процессам.
Основные задачи управления качеством |
Процессы управления |
Регулирование процессов |
• изучение рынка сбыта; • изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; • разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; • сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. |
• разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции; • сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество; • выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект; • выдача управленческих решений; • анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями. |
• техническую подготовку производства; • входной контроль; • процесс изготовления продукции; • организацию, мотивацию и оплату труда; • учет и финансовую деятельность; • контроль качества работы и продукции; • послепродажное обслуживание в эксплуатации |