рефераты по менеджменту

Проектирование системы менеджмента качества продукции. Управление процессами

Страница
13

Значимость политики качества основывается на установленных руководством основных принципах деятельности предприятия: удовлетворение требований потребителей продукции; расширение рынка сбыта; увеличение объёмов производства продукции; улучшение экономического положения организации и т.д.

Отвечающая этим принципам политика формирует взгляды руководства на долгосрочные планы предприятия в области качества, снижает риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений, служит сотрудникам стимулом для качественной работы, даёт возможность руководителям среднего звена сформулировать задачи, цели подразделений, которые должны сочетаться с политикой в области качества.

Высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы политика в области качества:

-соответствовала целям предприятия;

-включала обязательства по выполнению предъявляемых требований к постоянному улучшению качества выпускаемой продукции;

-являлась основой для установления и анализа, целей в области качества;

-была доведена до всех сотрудников;

-регулярно анализировалась с целью постоянного поддержания её пригодности.

По результатам анализа реализации политики в области качества разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на достижение принятой политики или её корректировку.

Корректировка политики в области качества осуществляется в случае:

-выявления факторов несоответствия положений политики условиям внешней среды, требованиям рынка или реальным возможностям организации;

изменения требований потребителей к качеству продукции;

-обнаружения противоречий с другими элементами общей политики предприятия;

-организационных преобразований в системе управления.

Таким образом, политика в области качества даёт чёткое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству, ориентирует весь коллектив на достижение поставленных целей и отражает мероприятия по её осуществлению. Политика в области качества должна быть доведена до сведения всех работников предприятия. Руководству, в свою очередь, необходимо обеспечить, чтобы весь персонал понимал и поддерживал политику качества. В то же время каждый работник должен не только принять и поддерживать политику руководства в области качества, но и выполнять её положения в своей работе. От этого главным образом зависит результативность СМКп. Представитель руководства, ответственный за создание и функционирование СМК, осуществляет анализ выполнения политики в области качества.

Критериями, по которым производится анализ реализации политики, являются:

-степень соответствия политики в области качества политике организации;

-степень соответствия политики в области качества состоянию внешней среды, требованиям потребителей и потенциалу предприятия;

-эффективность функционирования СМК. Для разработки и функционирования СМК на предприятии необходимо создать службу качества, основными задачами которой являются:

-проведение мероприятий, предупреждающих появление несоответствий и дефектов в продукции и в процессе её изготовления;

-осуществление контроля за несоответствиями и дефектами до их устранения;

-выявление и регистрация проблем, связанных с качеством продукции;

-принятие решений и выполнение корректирующих мероприятий по вопросам качества;

-осуществление проверки выполнения принятых решений по проблемам качества.

При разработке политики в области качества, распределении ответственности и полномочий необходимо руководствоваться требованиями стандарта ИСО 9001:2000, изложенными в п.п. 5.1, 5.2, 5.3.

Кроме этого, высшее руководство должно обеспечить информирование персонала по вопросам, касающимся общего руководства в СМК, её эффективности, что подробно излагается в документированной процедуре «Информирование персонала о системе менеджмента качества и её эффективности».

В соответствии с концептуальной моделью (см. рис 3.1) на уровне субъекта управления в рамках действующей СМК выполняются следующие функции: планирование, учёт, контроль, анализ и принятие решений.

Процесс планирования включает:

- определение конкретных целей в области качества;

- разработку планов мероприятий по реализации политики и достижению целей в области качества.

Важнейшими исходными данными для планирования СМК являются:

- запросы и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;

- характеристики выпускаемой продукции;

-возможности предприятия по улучшению качества процессов и продукции.

Планирование начинается с определения конкретных целей в области качества, которые направлены на выполнение требований к продукции. Разрабатывая цели, руководство должно учитывать современные и будущие потребности организации и запросы рынка.

Цели в области качества определяются путём декомпозиции основной цели, изложенной в политике. Выявление и анализ целей осуществляются с помощью построения дерева целей. Дерево целей является аналитическим инструментом, позволяющим определить и увязать политику в области качества с мероприятиями по её реализации.

При построении дерева целей необходимо следовать ниже перечисленным правилам:

- цели должны быть ясно и чётко сформулированы и не допускаются произвольные толкования;

- цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению;

- формулировка целей должна обеспечить возможность количественной или качественной оценки степени её достижения;

- каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде целей следующего уровня таким образом, чтобы достижение всех подцелей нижнего уровня обеспечивало достижение целей верхнего уровня;

- цель верхнего уровня не является суммой целей нижнего уровня;

- цель каждого уровня определяется вышестоящими уровнями;

- по мере перехода к нижним уровням цели всё более конкретизируются;

- нижний уровень дерева целей формируется из конкретных действий и мероприятий.

Пример дерева целей в области качества приведён на рис. 3.2, перечень целей - в табл.3.1.

Рис 3.2 Дерево целей.

Представитель руководства, ответственный за СМКп, осуществляет контроль и анализ достижения целей в области качества, по результатам которого принимается решение о корректировке дерева целей.

Одновременно служба качества составляет план мероприятий по обеспечению качества.

Таким образом, документы, разрабатываемые в процессе реализации функции планирования, создают основу для построения контуров регулирования в СМК. Требования, предъявляемые стандартом к функции планирования, изложены в п. 5.4 ИСО 9001:2000.

Таблица 3.1 Перечень целей в области качества к рис. 3.1

цели

Наименование цели

1

2

1.1

Определять и анализировать требования потребителей к продукции

1.2

Принимать заказы только при условии, что предприятие гарантирует их качественное выполнение

1.3

Планировать и обеспечивать выполнение заказа и мероприятии, связанных с его выполнением

1.4

Осуществлять контроль выполнения заказов

1.5

Контролировать технологические процессы на соответствие установленным параметрам

1.6

Контролировать качество продукции на соответствие установленным требованиям

1.7

Проводить оценки удовлетворённости потребителей

2.1

Обеспечивать процессы производства людскими ресурсами

2.1.1

Определить требования к квалификации персонала

2.1.2

Проводить обучение персонала

2.2

Обеспечить производство необходимым оборудованием

2.2.1

Приобретать оборудование или модернизировать старое в случае необходимости

2.2.2

Проводить оценку оборудования с точки зрения возможности изготовления продукции, соответствующей установленным требованиям

2.3

Своевременно производить техническое обслуживание и ремонт оборудования

2.4

Обеспечить производственный процесс оснасткой и средствами измерения

2.5

Поддерживать в надлежащем состоянии условия производственной среды

3.1

Определить и актуализировать политику и цели в области качества

3.2

Поддерживать в рабочем состоянии процедуры СМК

3.3

Систематически проводить проверку СМК

3.4

Проводить анализ и оценку эффективности функционирования СМК на адаптивность, результативность, экономичность

3.5

Установить процессы, имеющие решающее значение для достижения целей в области качества

3.6

Определить взаимодействие между процессами по всем видам продукции

3.7

Определить методы эффективного управления процессами

3.8

Определить средства, необходимые для предупреждения дефектов и минимизации общего количества дефектов

4.1

Определить цели улучшения процессов и продукции

4.2

Рассмотреть альтернативы по улучшению и выбирать наиболее приемлемые варианты

4.3

Анализировать риски, связанные с проведением мероприятии по улучшению

4.4

Разработать и внедрить план мероприятий по улучшению

4.5

Оценить результаты, полученные после проведения мероприятии по улучшению

5.1

Разработать критерии по оценке поставщиков и субподрядчиков

5.2

Осуществлять выбор поставщиков и субподрядчиков на основе разработанных критериев

5.3

Оценивать и анализировать качество продукции, поставляемой поставщиками

5.4

Оценивать и анализировать качество работ, выполняемых субподрядчика

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту