Основой для реализации процесса учёта являются зарегистрированные данные о качестве, которые обеспечивают доказательство, что система качества функционирует эффективно и требования к качеству продукции выполняются.
Зарегистрированные данные о качестве должны содержать сведения о следующих показателях:
- качестве используемых материалов, оборудования, условиях производства, квалификации персонала, нормативной документации и других элементах производственного процесса;
- качестве изготавливаемой продукции;
- состоянии и эффективности функционирования СМК;
- выявленных несоответствиях и отклонениях от установленных требований и их причинах;
- реализации корректирующих воздействий и их эффективности.
Данные о качестве должны быть чёткими, понятными и защищёнными от повреждений и утери. Состав данных должен быть постоянным для всех видов продукции.
Основой для регистрации данных является информация, содержащаяся в:
-протоколах контроля и испытаний на этапах входного контроля, изготовления и приёма продукции;
-рекламационных актах и других видах документов по претензиям к качеству продукции;
-контрольных картах процесса;
-актах анализа и исследований дефектов и отказов;
-протоколах (актах) проверок, аттестации, технического обслуживания и ремонта оборудования;
-протоколах (актах) проверок функционирования системы качества;
-сопроводительной документации на продукцию;
-договорах на поставку закупленной продукции;
-нормативно-технической и конструкторско-технологической документации (ГОСТы, ТУ и др.), устанавливающей требования к качеству поставляемой продукции, а также к качеству применяемых материалов, оборудования, квалификации персонала, условиям производства и другим элементам производственного процесса.
Данные деятельности в рамках СМКп должны регистрироваться. Необходимо определить и документально оформить, кто из персонала имеет доступ к зарегистрированным данным.
Предприятие принимает решение о том, какие данные о качестве необходимо регистрировать, и определяет срок хранения для каждого типа таких данных. В некоторых случаях длительность хранения зарегистрированных данных может диктоваться установленными требованиями или положениями контракта. Могут сложиться обстоятельства, когда заказчик потребует хранить и дополнять зарегистрированные данные, подтверждающие качество продукции, в течение определённого периода эксплуатационного срока службы.
Процесс контроля заключается в проведении внутренних проверок СМК или внутреннего аудита.
Внутренние проверки качества - это эффективный инструмент, который руководство предприятия может использовать, чтобы определить, являются ли различные элементы СМКп эффективными и пригодными для достижения установленных целей качества, и оценить эффективность всей системы.
Систематические, независимые внутренние проверки направлены на установление достоверности того, что система качества функционирует, обеспечивает достижение целей, изложенных в политике качества, и что управление качеством протекает по плану.
Внутренние проверки СМКп проводятся с целью:
- определения несоответствий СМКп или её отдельных составляющих требованиям ИСО 9001:2000;
- определения эффективности функционирования СМКп в достижении заданных целей в области качества;
- определения соответствия качества продукции установленным требованиям;
- совершенствования СМКп;
- подготовки к проверкам качества сторонней организацией (внешний аудит).
Внутренние проверки проводятся регулярно в соответствии с годовым планом, который составляет служба качества. В плане, как правило, предусматривается, что каждое подразделение предприятия по крайней мере раз в год подвергается внутреннему аудиту. СМК, помимо внутренних проверок, проводимых независимыми специалистами службы качества, должна подвергаться ежедневному контролю специалистов своего подразделения. Информация, получаемая в процессе внутренних проверок, может использоваться не только для обнаружения, устранения и предупреждения несоответствий, но и для совершенствования работы.
В п. 8.2.2 ИСО 9001:2000 определены требования, которые предъявляет стандарт к внутренним проверкам. Для реализации этих требований должна быть разработана документированная процедура «Внутренние проверки СМКп».
Результаты внутренних проверок являются исходной информацией для проведения анализа функционирования СМК.
Процесс анализа заключается в том, что руководство организации осуществляет периодический анализ пригодности и эффективности СМК. Наличие периодической информации о функционировании СМКп создаёт у руководства уверенность в том, что намеченные цели в области качества достигаются или будут достигнуты в запланированные сроки. Для этого в рамках данной функции устанавливается система отчётности, её периодичность; определяется, какие данные и в какой форме должны быть представлены руководству предприятия для анализа. Анализ СМКп со стороны руководства даёт возможность своевременно принимать решения о корректировке политики в области качества, организационной структуры или технологии производства.
Для оценки удовлетворённости потребителей продукции предприятия целесообразно использовать следующие источники информации: результаты опроса и анкетирования; жалобы потребителей; данные о конкурентах и спросе продукции на рынке и др.
Вопросампринятия решений уделяется значительное внимание при создании и функционировании СМКп.
Блок схема процесса принятия решений приведена на рис. 3.3
Рис. 3.3 Блок-схема процесса принятия решений
Побудительные причины к принятию решений в СМКп бывают двух видов. Первая, основная причина связана непосредственно с отклонениями параметров фактического качества от заданных. Вторая - обусловлена изменением в самой СМКп. Эти изменения, как правило, выявляются в ходе аудиторских проверок. Решения, принимаемые в СМКп, могут затрагивать различные сферы деятельности предприятия. Степень и масштаб ответственности за принимаемые решения возрастают с повышением уровня управления деятельностью организации, при этом практически всегда имеет место риск неудачного решения. Специалисты, принимающие решения в СМКп, должны иметь высокий профессиональный уровень.
При функционировании СМКп ситуация с подготовкой и принятием решений становится более благоприятной, чем при действии ранее существовавших систем, так как практически исключается фактор внезапности.
Персонал, прогнозируя динамику изменений качества, имеет возможность своевременно вырабатывать и принимать необходимые решения. Принятие решений в СМКп связано с разработкой корректирующих и предупреждающих действий.
Схема управления качеством при реализации бизнес -процесса «Производство СМР» представлена на рис. 3.4. Бизнес-процесс состоит из блока управления и производственно - технологического блока. Производственно-технологический блок включает собственно выполнение СМР и контроль качества продукции и технологических процессов. В блоке управления реализуются функции, связанные с организацией и планированием производства СМР, а также I функции управления СМК, относящиеся к данному бизнес- процессу. Зарегистрированные данные о качестве служат основой для анализа причин несоответствий и принятия решений по обеспечению и улучшению качества выполнения СМР. Для принятия этих решений недостаточно наличия информации только по рассматриваемому бизнес - процессу, так как он взаимодействует с другими бизнес-процессами, являющимися по отношению к нему «входом» и «выходом». Следовательно, для проведения комплексного анализа и принятия обоснованных и эффективных решений по обеспечению качества СМР необходимо учесть информацию по зарегистрированным данным о качестве по бизнес- процессам, входящим в блоки «Вход» и «Выход».