ВВЕДЕНИЕ
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствие с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
1. Определить конкретные направления деятельности предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;
2. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
3. Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
4. Оценить соответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
5. Оценить материальное и финансовое положение предприятия и соответствие материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных целей;
6. Определить состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта.
Разрабатывать бизнес-план рекомендуется на три-пять лет, причем основные показатели для первого года рассчитывать на каждый месяц, для второго — поквартально, а начиная с третьего года — на годовой период.
Однако следует иметь в виду, что долговременные (скажем на три –пять лет и более) и среднесрочные (на 2-3 года) планы имеют ряд преимуществ сравнительно с текущими, составляемыми, как правило, на год. Прежде всего, они позволяют количественно и качественно обозначить стратегию развития предприятия или другого объекта планирования, спроектировать долгосрочные результаты их деятельности. В тоже время планирование на срок более года может терять свое значение из-за возрастания рисков и неопределенности.
Форма и структура бизнес-плана определяется предприятием самостоятельно. Во всех случаях в нем должны найти отражение концепция предпринимательства и цели производства, отличительные особенности выпускаемой продукции и доля удовлетворения ею потребностей рынка, тактика поведения предприятия на определенных рыночных сегментах, финансовый план и стратегия финансирования, инвестирования и развития производства с детальными расчетами издержек производства и реализации (калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг), использования ресурсов.
По своему характеру бизнес-план деятельности предприятия должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах предприятия, производственном, организационном и финансовом обеспечении программы реализации намеченных мероприятий.
Для его составления может быть использована помощь или совет специалистов, консультантов. Основное требование к бизнес-плану — реальность.
Его составлению должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и рынка, технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепризнанных методических разработок.
Отдельные его разделы должны быть представлены несколькими предложениями в необходимой логической последовательности и по отдельным из них даны различные варианты расчетов.
При подготовке бизнес-плана следует учитывать особенности применяемой (осваиваемой) техники и технологии, выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность и новизну, степень проработки тех или иных вопросов (например, касающихся рынка, финансирования, кредитования и т. д.).
Неотъемлемой частью бизнес-плана являются его приложения, которые должны дополнять его и подтверждать реальность.
Сегодня на бизнес-плане лежит четыре основных функции — это разработка концепции и стратегии бизнеса; планирование, позволяющие контролировать процессы развития предприятия; привлечение денежных средств (ссуды и кредиты); привлечение инвесторов. Целью данной курсовой работы является разработка основных разделов бизнес-плана для УП «Минская фабрика цветной печати».
Главной целью предприятия является обеспечение наиболее полного удовлетворения покупательского спроса населения РБ, а также других регионов СНГ в печатной продукции и товаров народного потребления. Основой развития фабрики в 2006 году является:
- рост объемов производства в сопоставимых ценах на 2006г. - 108%;
- рост объемов производства в действующих ценах - 108,1%; -увеличение объемов реализации продукции на 108,0%;
- рост экспорта на 110,5%;
- увеличение средней заработной платы сопоставимой по ценам до 250 ларов США;
- увеличение производительности труда.
Достижение поставленных задач, должно быть обеспечено за счет увеличения выпуска продукции в т.ч. товаров народного потребления на 105,9% в т.ч. ТНП - на 17тыс.экз. (58 наименований).
В целях активизации спроса на продукцию выпускаемую по собствен-иости планируется увеличение ассортимента названий ТНП - до 58 наименований.
На 2006 год намечено расширение сбытовой сети за счет увеличения производительности отдела маркетинга и открытием новых торговых точек.
Расчеты показателей по разделам приведены в таблицах бизнес-плана.
Экономические расчеты финансового плана отражают стабильность финансового положения фабрики.
Балансовая прибыль фабрики составила в 2005 году 1117 млн.руб., чистый доход - 639 млн.руб. (по итогам работы за 2004 год ожидается размер балансовой прибыли - 1063 млн.руб., чистый доход - 670 млн.руб.)
Следующие разделы бизнес-плана могут в общем плане пояснить принципы хозяйствования, приросты прибыли, ее реализации и плана на 2006 год.
Сводные показатели по проекту приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные сводные показатели бизнес-плана
Наименование показателя |
Отчет |
План |
Объем выпускаемой продукции в натуральном выражении, тыс. л./отт. |
20000 |
24000 |
Коэффициент использования производственной мощности |
0,31 |
0,37 |
Объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении, млн. руб. |
756,420 |
907704 |
Численность работающих, чел. В т. ч. рабочих |
38 30 |
38 30 |
Производительность труда одного работающего, млн. руб. |
19,90579 |
23886,95 |
Полная себестоимость единицы продукции, руб. |
31517 |
31517 |
Материалоемкость продукции, руб./ руб. |
0,069 |
0,069 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб./ руб. |
0,833 |
0,833 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. |
126,080 |
151296 |
Прибыль чистая, млн. руб. |
79,128 |
98,875 |
Рентабельность продукции, % |
12,5 |
13,1 |
Суммарная годовая экономия, млн. руб. |
+25111,7 | |
Срок окупаемости инвестиций, лет |
3,65 |