Используя способ абсолютных разниц, рассмотрим количественные изменения данного показателя, заключающегося в следующей факторной модели:
Pnобщ=Чппп*В1раб.
∆ PnобщЧппп = PnобщЧппп - Pnобщ0=280033,48-288209,64= - 8176,16 тыс. руб.
∆ PnобщВ1раб.= PnобщВ1раб. - PnобщЧппп =486985,68-280033,48= +206952,2 тыс. руб.
∆ Pnобщ= PnобщВ1раб. + PnобщЧппп = 206952,2- 8176,16=198776,04 тыс. руб., что равно абсолютному отклонению.
Из расчетов можно сделать вывод о том, что на исследуемом предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани» в отчетном периоде произошло увеличение объема реализованной продукции и выполненных СМР на 198780 тыс. руб. или 69%. На это отклонение оказали решающее влияние следующие факторы:
1) Среднесписочная численность ППП уменьшилась на 16 человек или 2,84 %, что сказалось на уменьшении объема реализованной продукции и выполненных СМР на 8176,16 тыс. руб.
2) Рассмотренные потери были компенсированы в результате увеличения среднегодовой выработки 1 работающего, что способствовало увеличению рассматриваемого показателя на 206952,2 тыс. руб. В общем итоге динамика объема реализованной продукции и выполненных СМР оказалась положительной благодаря улучшению показателя выработки 1 работающего.
Последняя факторная модель выявляет зависимость между такими показателями, как полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, объемом реализованной продукции и выполненных СМР и затратами на 1 рубль реализованной продукции и выполненных СМР и выглядит следующим образом:
Sобщ.=Pnобщ*З1руб.vвп
∆Sобщ Pnобщ = ∆ Pnобщ*З1руб.vвп0+∆ Pnобщ*∆ З1руб.vвп= 198780* 0,86+198780*0,05=
=+175920,3 тыс. руб.
∆Sобщ З1руб.vвп = ∆З1руб.vвп *Pnобщ0 +0,5*∆ Pnобщ*∆ З1руб.vвп= 0,05*288206+ 0,5* *198780* 0,05=+18779,8 тыс. руб.
∆Sобщ=∆Sобщ З1руб.vвп +∆Sобщ Pnобщ=175920,3+18779,8=194700 тыс. руб.
Из расчетов следует, что изменение объема реализованной продукции и выполненных СМР в отчетном периоде по сравнению с плановым на 198780 тыс. руб. привело к увеличению полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 175920,3 тыс. руб. В свою очередь, увеличившиеся на 0,05 руб. затраты на 1 руб. продукции и выполненных СМР способствовали повышению рассматриваемого показателя на 18779,8 тыс. руб. Таким образом, второй фактор оказал наибольшее влияние на рассматриваемый результирующий показатель.
Теперь, получив информацию о степени влияния изменений различных показателей на основные элементы маржинального анализа, можно приступать непосредственно к анализу порога рентабельности предприятия.
Для проведения анализа безубыточности возникнет необходимость в дополнительных данных, представленных в таблице 5.
Таблица 5
Дополнительные данные для проведения анализа безубыточности
Показатель |
Плановый период |
Отчетный период |
Цена 1м2, руб. |
24000 |
27500 |
Объем реализации (в количественном выражении), м2 |
12008,583 |
17708,582 |
Себестоимость 1м2, руб. |
20622 |
24978,51 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
148584,6 |
265400,4 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
99056,4 |
176933,6 |
Переменные затраты на 1м2,руб. |
12373,2 |
14987,1 |
Однако, я считаю необходимым сделать некоторые пояснения к представленным показателям. Во-первых, важно отметить, что поскольку рассматриваемая мной организация является строительной, то в качестве единицы выпускаемой продукции выступает 1м2. Так же предприятие имеет право на производство определенного перечня строительных изделий, однако в качестве дополнительного вида продукции они не выступают, так как предприятие производит эти строительные материалы только для обеспечения собственной потребности в них и на реализацию сторонним фирмам не поставляет. Таким образом, в соответствии с учетной политикой предприятия, эти изделия поставляются между внутренними цехами по трансфертным ценам и отражаются в итоговой себестоимости 1м2. В качестве дополнительного вида продукции они, не принося прибыли по отдельному виду деятельности, учитываться не могут. В итоге, предприятие имеет всего лишь один вид выпускаемой продукции - м2.
В отношении указанной цены за 1м2 необходимо сделать пояснение. Стоимость 1м2 зависит от множества факторов: район застройки, тип планировки, этажность, вид здания (панельный/кирпичный) и так далее. Поэтому указанная цена является средней стоимостью 1м2, выведенной на рассматриваемый период путем проведения маркетинговых исследований.
Так же важно отметить способ формирования постоянных и переменных затрат. Бухгалтерская отчетность не дает возможности проанализировать затраты на производство и реализацию продукции по элементам с целью определения суммы постоянных и переменных затрат. Поэтому величина постоянных и переменных затрат рассчитывалась исходя из стандартного теоретического соотношения 40/60 соответственно. Таким образом:
Sпост.0= Sобщ.0*0,4 = 247641*0,4=99056,4 тыс.руб.
Sперем.0= Sобщ.0*0,6 = 247641*0,6=148584,6 тыс.руб.
Sпост.1= Sобщ.1*0,4 = 486986*0,4=176933,6 тыс.руб.
Sперем.1= Sобщ.1*0,6 = 486986*0,6=265400,4 тыс.руб.
Исходя из этого, переменные затраты на 1м2 равны:
Sперем.0 1м2 = Sперем.0/Pn0q=148584,6/12008,583=12373,2 тыс. руб.
Sперем.1 1м2 = Sперем.1/Pn1q=265400,4/17708,582=14987,1 тыс. руб.
Теперь, объяснив происхождение данных, можно приступать непосредственно к маржинальному анализу.
Анализ безубыточности начинается с расчета маржинальной прибыли предприятия. Маржа покрытия (маржинальная прибыль) представляет собой разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию:
Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.
Таким образом, на рассматриваемом предприятии маржа покрытия рассчитывается следующим образом:
МП=486986-265400,4=176933,6+44652=221585,6 тыс. руб.
Маржинальная прибыль достаточно велика. Это говорит о том, что предприятие способно покрыть постоянные затраты и получить положительный результат реализации производственной деятельности.