|
|
ЗФПq = Qобщ – Qт.б.;
|
|
где Вобщ - общая величина выручки от продаж;
Вт.б. - величина выручки от продаж в точке безубыточности;
Qобщ - общее количество проданной продукции;
Qт.б. - количество проданной продукции в точке безубыточности;
ЗФПN– запас финансовой прочности в стоимостном выражении;
ЗФПq запас финансовой прочности в количественном выражении;
dЗФПN – запас финансовой прочности в стоимостном выражении в виде удельного веса по отношению к объему продаж;
dЗФПq - запас финансовой прочности в количественном выражении в виде удельного веса по отношению к объему продаж.
Преобразуя показатель запаса финансовой прочности можно выявить его обратно пропорциональную зависимость от силы операционного рычага:
|
где Nобщ. - общая величина выручки от продаж;
Nкр. - выручка от продаж в точке безубыточности;
Sпост- постоянные затраты;
Pмарж - маржинальная прибыль;
Важный момент в маржинальном анализе – изучение влияния факторов (постоянных и переменных затрат и цен) на критический объем продаж, для расчета которого воспользуемся формулой точки безубыточности в количественном выражении (qкр):
|
где p – цена единицы продукции;
S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты.
Влияние каждого фактора на изменение критического объема продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или плановыми показателями) можно определить с помощью метода цепных подстановок следующим образом («отч» - показатели отчетного периода, «пред» - показатели предыдущего периода):
1. Расчет влияния на qкр изменения постоянных расходов (Sпост):
|
2. Расчет влияния на qкр. изменения переменных расходов (Sперем):
|
3. Расчет влияния на qкр. изменения цены (р):
|
Далее проверяются расчеты влияния факторов:
|
Подобные алгоритмы расчетов можно использовать так же и для целей прогнозирования, в том числе для определения ценовой политики. В условиях роста цен на потребляемое сырье, тарифов оплаты труда, ставок арендной платы и так далее важно предусмотреть, какое повышение цен на реализуемую продукцию сможет компенсировать влияние этих негативных факторов для того, чтобы точка безубыточности не увеличилась [4,c.122].
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены и переменных затрат на единицу продукции при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:
|
где p – цена единицы продукции;
D Рмарж – доля маржинальной прибыли в выручке (доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции);
S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты;
Рn – объем продаж продукции.
Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальной прибылью при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным [7,c.147].