Осуществление факторного анализа деятельности предприятия в рамках рассматриваемой темы является необходимым по нескольким причинам.
Во-первых, факторный анализ позволяет не только увидеть взаимосвязь различных технико-экономических показателей, но и рассчитать количественной влияние изменения одних показателей на динамику других.
Во-вторых, факторный анализ помогает оценить эффективность принимаемого управленческого решения, так как позволяет проанализировать область и направление влияния за счет каких-либо изменений.
В данной работе рассматривается тематика принятия управленческих решений на основе маржинального анализа, то есть на основе взаимосвязи объема реализованной продукции и выполненных СМР, себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР и прибыли. Таким образом, рассматриваются различные варианты соотношения данных показателей и принимается решение о внедрении наиболее эффективного варианта. Однако, в теории, как правило, используется принцип «при прочих равных условиях», то есть остальные показатели остаются неизменными или их изменение пропорционально друг другу, то есть «нейтрализующее». В практике соблюдение этого принципа невозможно, поэтому необходимо проанализировать факторы и степень их влияния на далее рассматриваемые основные показатели, а именно объем, себестоимость и приблыь.
Итак, начнем с факторного анализа полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР, рассматривая факторы, влияющие на данный показатель с использованием метода цепной подстановки. В основе расчета лежит следующая факторная модель:
Sобщ=Чппп*В1раб. *З1руб.vвп,
где Sобщ – полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, тыс. руб.;
Чппп – среднесписочная численность ППП, чел.
В1раб. – среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.
З1руб.vвп – затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, руб.
Для того, чтобы облегчить расчеты, составим табличку с данными за отчетный и плановый период по всем показателям (таблица3).
Таблица 3
Данные для факторного анализа полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР
Показатель |
План |
Отчет |
Отклонение | |
по ∑ |
в % | |||
Полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, Sобщ, тыс. руб. |
247641 |
442334 |
+194693 |
+78,62 |
Среднесписочная численность ППП, Чппп,чел. |
564 |
548 |
-16 |
-2,84 |
Среднегодовая выработка 1 работающего, В1раб, тыс. руб. |
511,01 |
888,66 |
+377,65 |
+73,91 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, З1руб.vвп, руб. |
0,86 |
0,91 |
+0,05 |
+5,82 |
Sобщ.0=Чппп0*В1раб.0 *З1руб.vвп0= 564*511,01*0,86=+247860,29 тыс. руб.
Sобщ.Чппп =Чппп1*В1раб.0 *З1руб.vвп0= 548*511,01*0,86=+240828,8 тыс. руб.
Sобщ.В1раб. =Чппп1*В1раб.1 *З1руб.vвп0= 548*888,66*0,86=+418807,68 тыс. руб.
SобщЗ1руб.vвп.=Чппп1*В1раб.1 *З1руб.vвп1= 548*888,66*0,91=+443156,97 тыс. руб.
Влияние изменения среднесписочной численности ППП:
∆ Sобщ.Чппп = Sобщ.Чппп - Sобщ.0 = 240828,8-247860,29= -7031,49 тыс. руб.
Влияние изменения среднегодовой выработки 1 работающего:
∆Sобщ.В1раб. = Sобщ.В1раб. - Sобщ.Чппп =418807,68-240828,8=+177378,88 тыс. руб.
Влияние изменения затрат на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР:
∆SобщЗ1руб.vвп.= SобщЗ1руб.vвп. -Sобщ.В1раб.= 443156,97-418807,68=+24349,3 тыс. руб.
Таким образом, общее влияние всех показателей составляет:
∆ Sобщ=Sобщ.Чппп +SобщЗ1руб.vвп +Sобщ.В1раб = -7031,49 + 177378,88 + 24349,3 =
= 194696,69 тыс. руб., что равно абсолютному отклонению данного показателя.
Таким образом, из расчетов можно сделать вывод о том, что на исследуемом предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани» в отчетном периоде произошло увеличение полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 194693 тыс. руб. или 78,62%. На это отклонение оказали решающее влияние следующие факторы:
1) Среднесписочная численность ППП уменьшилась на 16 человек или 2, 84%, причиной чему по предположению из вышеследующего анализа могло быть сокращение числа работающих в связи с переизбытком их первоначальной численности, что приносило излишние затраты и мешало нормальному выполнению обязанностей работниками и нарушало нормальный ход производственного процесса. Такие изменения сказались на уменьшении полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 7031,49 тыс. руб.
2) Увеличение среднегодовой выработки одного работающего в отчетном периоде по сравнению с базовым на 377, 65 тыс. руб. или 73,91%, что произошло в результате увеличения объема произведенной продукции при распределение его на меньшее в результате сокращения численности количество работающих, привело к увеличению полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 177378,88 тыс. руб.
3) Увеличение затрат на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР на 0,05 тыс. руб. или 5,82%, что могло быть связано с изменением технологии производства, ростом цен на исходные материалы, услуги поставщиков и т.д., привело к увеличению полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 24349,3 тыс. руб.
Далее рассмотрим факторы, влияющие еще на один немаловажный показатель, как объем реализованной продукции и выполненных СМР (таблица 4).
Таблица 4
Данные для факторного анализа объема реализованной продукции и выполненных СМР
Показатель |
Расчеты | ||
Среднесписочная численность ППП, Чппп,чел. |
564 |
548 |
548 |
Среднегодовая выработка 1 работающего, В1раб, тыс. руб. |
511,01 |
511,01 |
888,66 |
Pnобщ =Чппп*В1раб. |
288209,64 |
280033,48 |
486985,68 |