Для того чтобы определить срок окупаемости (t) постоянных затрат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:
|
Как можно видеть, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (S’пер.кр.) при заданном объеме продаж (Рn), цене (P) и сумме постоянных затрат (Sпост) определяется следующим образом:
|
Критический уровень цены (Ркр.) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
|
Для эффективного функционирования системы управления необходима качественная информация о воздействии различных факторов на производство и сбыт продукции не только для целей контроля и планирования производственных показателей, но и прогнозирования размеров рынка, рыночной дали предприятия, цен и структуры реализации.
Оценка влияния факторов на динамику затрат, прибыли и рентабельности, подготовленная на основе детального изучения внешних и внутренних факторов, является важным оперативным и стратегическим инструментом управления. Создание адекватной факторной модели, использование ее для прогнозирования хозяйственных ситуаций, информационное обеспечение факторного анализа уже сложившихся и будущих результатов бизнес-процессов позволяют принимать современные и обоснованные управленческие решения, минимизирующие негативное воздействие внешней и внутренней среды бизнеса. Умея оценить факторы, можно создать на предприятии эффективный механизм управления ими.
Поскольку на результаивность производства и реализацию продукции оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, в том числе специфических, свойственных деятельности конкретного предприятия, то и методики, необходимые для их анализа, отличаются оригинальностью и создаются под конкретную управленческую задачу.
Целесообразно рассмотреть несколько основных методик факторного анализ, которые достаточно универсальны и наиболее часто востребованы.
Первая методика факторного анализа позволяет выявить, насколько обоснованы затраты на производство и реализацию продукции. Под воздействием объективных факторов абсолютная величина затрат, как правило, увеличивается в условиях роста объема производства, инфляционных процессов, изменения управленческой политики в части позиционирования, рекламы продукции, освоение ее новых видов и т.д. Все это может привести порой к резкому увеличению затратной составляющей бизнеса, но насколько оправдан такой рост, поможет убедиться реализация одной из методик факторного анализа.
Для подтверждения обоснованности затрат следует исходить из соотношения темпа их роста и темпа роста выручки от продаж (доходов), причем последний должен быть опережающим, поскольку расходы бывают оправданы тогда, когда они компенсированы полученными доходами (в данном случае речь идет о текущих операционных расходах на производство и реализацию продукции без учета затрат капитального характера). Безусловно, для компенсации понесенных текущих затрат требуется порой длительное время [1,c.204].
В данном случае ограничимся анализом деятельности предприятия в относительно стабильных условиях, при незначительных колебаниях рыночного спроса, цен, ассортимента выпускаемой продукции, структуры затрат и т.д.
Для оценки влияния факторов на результативный для данного случая показатель – расходоемкости производства и реализации продукции (dSобщ) воспользуемся следующей формулой:
|
Используя методику моделирования исходной факторной модели, преобразуем вышеприведенную формулу в многофакторную модель смешанного типа:
|
где Sобщ- общая величина постоянных и переменных расходов (расходов по обычным видам деятельности);
N – выручка от продаж;
qобщ - общий объем производства и реализации в количественном выражении;
p – цена единицы продукции;
S’перем – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты.
Кроме того, одним из важнейших этапов маржинального анализа является анализ прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятия и влияние на ее уровень разнообразных факторов.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
|
П = РN *(P - S),
где РN-общий объем реализации продукции;
P – цена за единицу продукции;
S- себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
|