Можно выделить следующие функции предпринимательства:
1. Мобилизация финансовых ресурсов, капитала.
2. Кадровое (рабочий персонал) функционирование. То есть наем менеджеров, специалистов, рабочих.
3. Материально –техническое оснащение (строительство, монтаж оборудования, закупка техники, транспорта, сырья, материалов).
4. Производственная (соединяются три предыдущих Капитал, Кадры, Средства производства = Продукция).
5. Маркетинговая. Ориентация производства на рынок, вся система товародвижения и доведения до конечного потребителя.
6. Организационная функция – гос. Регистрация фирмы и соблюдение ей действующего законодательства.
Все функции кроме производственно связаны с внешней средой.
Производственная выходит на внешнюю среду опосредовано, через другие.
Все функции связаны с друг другом. Если какая –то из них отсутствует процесс предпринимательства останавливается. В совокупности и взаимосвязи всех функций образуется микромодель предприятия.
Связь функций предпринимательства с различными рынками:
1.– связан с финансовым рынком,
2.– рынок труда
3.- с рынком работы и услуг (средства производства)
4.- не связана с внешней средой
5.– с товарным рынком
6.– связано с государством.
В совокупности микромодель с элементами внешней среды образуют макро модель производства.
1. экономическая свобода, самостоятельность хозяйствующих субъектов, но самостоятельности полной нет, ограничено рамками закона.
2. деятельность на свой риск, т.е. все риски несет предприниматель на 100%
3. осуществление деятельности под имущественную ответственность предпринимателя. Ответственность бывает 3 видов: полная, когда отвечает личным имуществом (дом, машина); ограниченная (когда отвечает только вложенным капиталом); дополнительная или субсидиарная (отвечают частью личного имущества и капиталом вложенным)
4. инновационный характер деятельности, т.е. внедрение новшеств, делают для обеспечения своей конкурентоспособности
5. Стремление к получению систематической экономической прибыли.
Планирование производства является решающим фактором эффективного ведения хозяйства в условиях его интенсификации. Оно основывается на объективных экономических законах, и прежде всего законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Необходимость планирования обусловлена высоким уровнем концентрации производства, общественной собственностью на средства производства.
Принцип единства народнохозяйственного планирования проявляется в координации планов всех отраслей промышленности, сельского промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса — требуемых ресурсов, их источников и способа и распределения.
Объединения предприятий
1. Предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения.
Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии.
Предприятия, входящие в состав объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями.
Решение о вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля государственного или муниципального имущества составляет более 50%, принимается по согласованию с трудовым коллективом.
2. Объединения создаются на основе:
- добровольности вхождения предприятий в объединение и выхода на условиях, определяемых уставом объединения;
- соблюдения антимонопольного законодательства;
- свободы выбора организационной формы объединения;
- организации отношений между предприятиями, входящими в объединение, на основе хозяйственной самостоятельности и договоров.
3. Объединение имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава.
1. Индивидуальное, когда 1 гражданин выступает в роли индивид. Предпринимателя или он учреждает коммерческую организацию.
Преимущества индивидуального предпринимательства: не требуется большой стартовый капитал, весь полученный доход принадлежит ему, принимаются оперативные решения.
Недостатки: ограниченные возможности, весь риск и полная имущественная ответственность лежит на одном, не хватает у одного знаний опыта по всему, имеются проблемы с режимом труда и отдыха.
2.Коллективное предпринимательство- основано на партнерстве, путем учреждения коммерческих организации или заключение договора о совместной предпринимательской деятельности к коллективному относятся все формы кроме унитарных.
Преимущество: большие возможности для формирования стартового капитала, риск и имущественная ответственность распределяется между партнерами, улучшаются условия труда и отдыха.
Недостатки: усложняются условия принятия решений, а иногда менеджеры выходят из под контроля, необходимо распределять доходы среди партнерами, необходимо публиковать в СМИ о результатах.
3. ГОС. предпринимательство. Оно основано на учреждении государством, субъектом, унитарными предприятиями.