Эффективность использования человеческого капитала (т.е., стоимость, создаваемая персоналом компании) определяется следующими параметрами:
• объемом рабочего времени сотрудника;
• загруженностью рабочего времени сотрудника (соотношением между временем работы и временем простоя);
• объемом выполненной работы (количеством выполненных действий и достигнутых результатов);
• качеством выполненной работы (определяется соотношением затраты / результаты);
• степенью согласованности действий сотрудника с действиями смежников, а также с основополагающими целями бизнеса (созданием и реализацией стоимости).
В свою очередь, эти параметры определяются следующим:
• наличием оптимального объема знаний (как в голове сотрудника, так и в информационной системе компании);
• наличием оптимальных навыков выполнения определенных действий (опыта, интуиции, подготовки и т.д.);
• оптимальным уровнем энергии (вдохновения), который определяется как оптимальным уровнем материального и нематериального стимулирования, так и качеством жизни сотрудника (здоровым образом жизни, правильным питанием, умением отдыхать и т.д.), а также условиями работы (качеством, или эргономикой, рабочих мест и рабочей обстановки – как «материальной», так и экономической и духовной).
Рассмотрим прогнозируемые показатели работы одного из подразделений ООО «МБ», которые ожидаются на конец 2006 г. в результате проведенного комплекса мероприятий. Рассмотрим движение рабочей силы на предприятии, приведенное в таблице 3.9.
Таблица 3.9. Прогнозируемые данные о движении рабочей силы ООО «МБ»
Показатели движения |
2006 |
2007 |
2008 |
Численность на начало года, человек |
150 |
180 |
220 |
принято на работу, чел. |
50 |
80 |
8 |
Выбыло человек |
20 |
40 |
8 |
в том числе | |||
по собственному желанию |
10 |
20 |
5 |
за нарушение трудовой дисциплины |
2 |
8 |
3 |
Численность на конец года, человек |
180 |
220 |
220 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
168 |
200 |
220 |
Коэффициент оборота по приему работников – Кпр |
0,3 |
0,4 |
0,04 |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,12 |
0,2 |
0,04 |
Коэффициент текучести кадров |
0,07 |
0,14 |
0,04 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,77 |
0,7 |
1 |
В результате принятых мер по управлению персоналом на предприятии улучшились показатели движения: уменьшилась текучесть кадров, были приняты новые сотрудники, из них 4 человека – инженерно-технические работники, что обеспечило инженерно-техническими работниками на 100%. По семейным обстоятельствам уволились 5 человек, 3 человека было уволено за систематические опоздания. Данную динамику можно будет считать положительной оценкой эффективности управления персоналом предприятия, т. к. в результате принятых мер прогнозируемые показатели текучести кадров не будут ухудшатся.
Прогнозируемый коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр)
Кпр = 8/220=0,04
Коэффициент оборота по выбытию (Кв)
Кв = 8/220=0,04
Коэффициент текучести кадров (Ктк)
Ктк =8/220=0,04
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп)
Кп=220/220=1
Таблица 3.10. Прогнозируемый баланс времени работы одного рабочего, дней
Показатели |
План 2005 г. |
Факт 2006 г. |
Прогноз 2007 г. |
1. Календарное время |
365 |
365 |
365 |
2. Выходные и праздничные дни |
92 |
92 |
92 |
3. Невыходы: | |||
основные и дополнительные отпуска |
32 |
38 |
38 |
Болезни |
14 |
15 |
15 |
Прогулы |
- |
2 |
- |
Прочие |
2 |
2 |
2 |
4. Эффективный фонд рабочего времени |
225 |
215 |
217 |
5. Средняя продолжительность рабочего дня, час. |
7,5 |
7,8 |
7,8 |