рефераты по менеджменту

Оценка эффективности системы управления на предприятии

Страница
18

(3.12)

где qi – продукция в натуральных измерителях; pi – цена единицы продукции, в которой учтено различие в качестве продукции (при правильном ценообразовании). Денежное выражение дает возможность обобщить разнородную продукцию (различные потребительные стоимости) и рассчитать уровень производительности труда по различным участкам работы (бригаде, цеху, предприятию, отрасли, отдельным регионам и в целом по стране).

Методику изучения трудоемкости продукции рассмотрим в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Методика трудоемкости ООО «МБ»

Показатели

2006

2005

Темп роста, в %

план

факт.

факт, к 2005 г.

факт. 2006

       

к плану

1. Выпуск продукции,

         

тыс. руб.

12 344

13 736

14 389

116,6

104.7

2. Отработано всеми рабочими человеко-часов, тыс.

         
         

1416,6

1418.9

1417,1

100,04

99,9

3. Удельная трудоем-

         

кость на 1 руб., ч.

         

(п. 2: п. 1)

0,1148

0.1033

0,0985

85,8

95.3

4. Среднечасовая выработка, руб.

8–71

9–68

10–15

116,5

104,8

Данные табл. 3.3 позволяют сделать вывод о том, что трудоемкость продукции снизилась по сравнению с планом па 4,7% и по сравнению с прошлым годом на 14,2%. Это положительная тенденция, подтверждающая повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Так, на выпуск единицы продукции в 2005 г. тратилось 0,1148 чел.-ч, а в 2006 г. – 0,0985, или на 0,0163 чел.-ч меньше. Следовательно, возросла среднечасовая выработка – показатель, обратный трудоемкости.

Уровень производительности труда при выпуске разнородных видов продукции может быть также представлен в трудовом измерении, т.е. как количество продукции в человеко-часах (чаще всего в нормативных), выработанной в единицу времени (3.13):

. (3.13)

Знаменатель дроби может быть выражен в человеко-часах, человеко-днях или же среднесписочным числом работающих. Соответственно получаем выработку продукции за человеко-час, человеко-день или же на одного рабочего или работающего за месяц, квартал, год (за человеко-месяц, человеко-квартал, человеко-год).

Средняя выработка продукции за один человеко-час показывает уровень производительности труда за время чистой работы (без учета потерь времени в минутах и секундах), выработка за один человеко-день зависит от часовой выработки и степени использования рабочего дня, а выработка на одного работающего – от дневной выработки и от степени использования рабочего времени в месяц, квартал, год (количество отработанных дней за данный период).

Если выработку за один человеко-час умножить на среднюю фактическую продолжительность рабочего дня, то получим выработку за один человеко-день; если выработку за один человеко-день умножить на среднюю фактическую продолжительность рабочего месяца (квартала, года), получим выработку на одного рабочего за месяц и т.д.

Повышение производительности труда и эффективность использования трудовых ресурсов оказывают непосредственное влияние па рост объема промышленного производства и реализации производимой продукции. Общепринятым показателем производительности труда в денежном выражении является объем выпущенной продукции на одного работника ППП. При анализе причин, которые повлияли на объем выпущенной продукции, может быть использован показатель производительности груда в расчете на одного рабочего.

В ходе анализа производительности труда по этому показателю целесообразно:

дать оценку изменению производительности труда;

выявить факторы и определить размер влияния их па производительность труда;

определить резервы роста производительности труда.

Фактический выпуск продукции больше планового на 653 тыс. руб., в том числе за счет увеличения численности работников обеспечен рост выпуска на 124 тыс. руб. и в результате повышения производительности труда – на 529 тыс. руб. Таким образом, за счет более эффективного использования трудовых ресурсов получено сверхплановой продукции 81% (). В аналогичном порядке производится расчет влияния изменения численности и выработки на одного работника ППП на выполнение плана по объему выпуска продукции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту