Конечная эффективность финансовой политики в сегодняшних условиях определяется расширением реактивной формы управления (т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы), организацией на предприятиях современных систем управления, позволяющих на базе финансово-экономического анализа объединить кредитную, ценовую, денежную, учетную, налоговую, инвестиционную и дивидендную политику. Таким образом, анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками является сущностью финансовой политики предприятия. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.
Политика управления финансовой деятельностью предприятия представляет собой не просто проводимую финансовую политику, а систему принятых политических и финансовых решений по трансформации существующего состояния бизнеса, которые могут быть невидны, а чаще скрыты от поверхностного понимания. Общие, глубинные основы проведения финансовой политики фиксируются и всецело предопределяются выдвигаемыми целями и поставленными подачами для достижения этих целей. Реализация крупных целей и задач финансовой политики требует существенных по объему затрат денежных и финансовых ресурсов. Эти затраты чаще всего производятся в виде скрытых объемов финансирования, официальное экономическое содержание которых не совпадает с действительной их экономической сущностью.
Финансовая политика, будь она долгосрочная, или краткосрочная всегда проистекает из своей экономической и политической природы, Соотношение первого и второго постоянно меняется, но непременно учитывается и сохраняется в ходе проведения финансовой политики. По своему содержанию финансовая политика предприятия, фирмы, компании проводится в рамках следующих основных направлений, отражающих ее сущность:
реформирования финансовых отношений;
стабилизации финансовых отношений;
финансового оздоровления. (40; С.36)
Первая - предусматривает достаточно широкий фронт изменений в организации финансов внутри предприятия, а также принятие мер по изменению внешних взаимоотношений в области финансов, денежного обращения и кредита. Политика реформирования проистекает из понимания необходимости кардинальных изменений не только в организации финансов, но их эффективности функционирования, в общем строе и результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Стабилизация финансовых отношений предполагает не существенные изменения в составе и характере протекания финансовых отношений и процессов, а поправление их с целью недопущения ухудшения количественных параметров производственной и финансовой деятельности, Это взвешенная, без резких изменений в организации финансов предприятия и его финансовых взаимоотношениях и внешним миром, реалистическая политика консервативного толка.
Политика финансового оздоровления - политика управления финансовой деятельностью предприятия в условиях плохого финансового состояния, включая особые, чрезвычайные ситуации типа резкого подрыва финансовой устойчивости и перспективы банкротства. Политика финансового оздоровления выступает вынужденной мерой и может проводиться на базе существующей системы финансовых отношений для конкретного предприятия, фирмы, компании, т.е. без глубоких преобразований экономики и финансов. Другой вариант такой политики - сочетание принимаемых мер финансового оздоровления на новой организационной и финансово-экономической базе, т.е. оздоровление на базе ломки старых финансово-экономических отношений предприятия, фирмы, компании.
Такая политика предполагает не стабилизацию финансовых отношений, а стабилизацию и улучшение финансовой ситуации, в которой оказалось предприятие. Для этого часто меняется состав и характер протекания многих финансовых процессов и отношений.
По элементному составу финансовой политики она делится на:
бюджетную, включая налоговую, таможенную, политику получения гарантий и бюджетных ассигнований от различных звеньев бюджетной системы;
внебюджетную политику, проводимую в отношении организаций по уплате составных частей единого социального налога, а также привлечения и расходования денежных средств на другие внебюджетные цели;
политику в области контрактных расчетов и других платежей, предоставления коммерческих займов, получения банковских кредитов и других заемных средств;
политику финансирования текущих расходов для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности, а также единовременных расходов, включая инвестиционные;
учетно-финансовую политику отражения финансовой деятельности по учету и в отчетности (40, С.87).
Финансовая политика коммерческой организации включает налоговую, кредитную, учетную, инвестиционную и дивидендную политику; управление издержками, оборотными средствами, кредитной и дебиторской задолженностью. Эти элементы финансовой политики тесно взаимосвязаны и образуют единое целое.
Рассмотрим основные инструменты внутренней налоговой политики предприятия. Учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).
Поскольку существует некоторая свобода выбора, то существует и проблема поиска оптимальных вариантов, в частности, с целью минимизации налогов. Профессиональный подход к формированию учетной политики дает широкие возможности для налогового планирования.