, (28)
где Y – себестоимость продукции, руб.;
а – условно-переменная часть производственных затрат в расчете на единицу продукции;
b – условно-постоянная часть производственных затрат по предприятию, производственному подразделению или в расчете на единицу измерения отрасли (гектаров посева, среднегодовую голову, соответствующей половозрастной группы животных);
х – объем производства продукции в весовой единице измерения или в штуках.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Маржинальный анализ проводят в следующих целях:
– оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;
– прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;
– оценить предпринимательский риск;
– выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;
– оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;
– разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров [31, с. 121].
Основные задачи маржинального анализа состоят в определении:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины
- прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
- необходимости деления издержек на две части: переменную и постоянную;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
- тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции [7, с. 76].
Поскольку приведенные выше допущения на практике не всегда выдерживаются, точка безубыточности также должна быть предметом анализа чувствительности при различных постоянных и переменных издержках, а также продажных ценах.
Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.
Величина маржинального доходапоказывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.
При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между
ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Нормой маржинального доходаназывается доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:
П = VРП (Ц – С), (29)
где VРП – объем реализованной продукции;
Ц – цена продукции,
С – себестоимость продукции [31, с. 124].
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства,
приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
Таким образом, маржинальный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами:
- снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации;
- увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат;
- пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.