С помощью анализа безубыточности возможен поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж.
Он позволяет найти точку равновесия, или безубыточности, так называемый критический объем продаж – точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и тех переменных затрат, которые возникают как результат производства продукции, продажа которой должна полностью покрыть себестоимость производства и реализации.
Точка безубыточности (точка равновесия, мертвая точка, критическая точка, порог рентабельности) – ситуация, при которой деятельность пред-приятия не приносит ни убытков, ни прибыли [31, с. 127].
Продажи ниже точки безубыточности означают для предприятия убытки, выше точки равновесия – прибыль.
При проведении анализа безубыточности (Break-even Analysis) для определения порога рентабельности и его моделирования традиционно используются два метода анализа:
- метод уравнений;
- графический метод [31, с. 126].
Представим исходное уравнение для анализа. Объем реализации продукции связан с себестоимостью и прибылью от продаж следующим соотношением:
PN = N – S, (19)
где PN – прибыль от продаж;
N – объем производства;
S – себестоимость (затраты).
Если предприятие работает прибыльно, то PN > 0, если убыточно – PN < 0. При PN = 0 у предприятия нет ни прибыли, ни убытка, и выручка от продаж равна себестоимости.
Данное состояние фиксируется в точке критического объема продаж, которая является пограничной точкой двух противоположенных состояний: прибыльности и убыточности хозяйственной деятельности.
Для критической точки справедливо равенство:
N = S или N = SПОСТ + SПЕР, (16)
где SПОСТ – общие постоянные затраты;
SПЕР – общие переменные затраты.
Графическое изображение взаимосвязей показателей объема производства, затрат и прибыли представим на рисунках 6 и 7.
Первый графический способ определения критической точки безубыточности основан на равенстве маржинального дохода и постоянных издержек при достижении порогового значения выручки от продаж. После прохождения точки безубыточности предприятие начнет получать прибыль.
Второй графический способ вычисления порога рентабельности основан на равенстве выручки от продаж и общих издержек при достижении порога рентабельности. Результатом будет пороговое значение физического объема производства [20, с. 19].
При определении границ зон рисков последствий результатов планирования основными элементами модели безубыточности являются:
- объем реализуемой продукции (Q);
- цена за единицу продукции (р);
- переменные затраты на единицу продукции (v);
- постоянные затраты (FC);
- переменные затраты (VC = v * Q);
- выручка от реализации (S = р * Q);
- маржинальный доход (ВМ = S – VC);
- маржинальный доход на единицу продукции (BM1 = р – v);
- прибыль до уплаты процентов и налогов (ПРр = Q (p – v) – FC).
На рисунке 9 представлены зоны рисков последствий результатов планирования. Графически модель безубыточности является двухкоординатной [46, с. 99]:
Линейный график безубыточности представим на рисунке 7.
Из рисунка 7 следует, что площадь нижнего левого треугольника соответствует убыткам предприятия до достижения им порога рентабельности, площадь верхнего правого треугольника – массе прибыли.
Это уравнение является основным для получения необходимых оценок.
1. Расчет критического объема производства:
q кр (zi – siпер) = SПОСТ (18)
Он позволяет найти точку равновесия, или безубыточности, так называемый критический объем продаж – точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и тех переменных затрат, которые возникают как результат производства продукции, продажа которой должна полностью покрыть себестоимость производства и реализации.
Точка безубыточности (точка равновесия, мертвая точка, критическая точка, порог рентабельности) – ситуация, при которой деятельность предприятия не приносит ни убытков, ни прибыли [31, с. 127].
Рисунок 7 – Представление критической точки безубыточности (второй графический способ)
где qкp – критический объем производства продукции, единиц изделий;
МДi – маржинальный доход на единицу изделия, руб.
2. Маржинальный доход на весь выпуск представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами или сумму постоянных расходов и прибыли от продаж:
МД = N – SПЕР = PN + SПОСТ, (20)
где МД – маржинальный доход на весь выпуск продукции;
N – объем производства;
SПЕР – общие переменные затраты;
SПОСТ – общие постоянные затраты;
PN – прибыль от продаж.
3. Порог рентабельности (расчет критического объема выручки от продаж).
Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (zi) и количества проданных единиц продукции (q), а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение:
zi * qi = SПОСТ + siпер * q, (17)
где zi – цена единицы изделия;
qi – количество единиц продукции;
SПОСТ – общие постоянные затраты;
siпер – переменные затраты на единицу изделия;
q – объем производства [22, с. 261].
где ПР – порог рентабельности;
МДi – маржинальный доход на единицу изделия, руб.
zi – цена единицы изделия;
N – объем производства [22, с. 262].
Факторный анализ безубыточности производства проводится с использованием метода цепных подстановок:
– безубыточность производства в базисном периоде:
, (23)
где S0ПОСТ – общие постоянные затраты в базисном периоде;
МД0 – маржинальный доход базисного года;
N0 – объем производства базисного года.
– безубыточность производства в базисном году при постоянных затратах отчетного периода:
(24)
где S1ПОСТ – общие постоянные затраты в отчетном периоде.
– безубыточность производства в отчетном периоде:
(29)
где МД1 – маржинальный доход отчетного периода;
N1 – объем производства отчетного периода.
4. Расчет запаса финансовой прочности (показателя безопасности).
Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактическим объемом продаж и критическим объемом продаж, характеризует степень преодоления порогового значения объема производства продукции и реальность получения прибыли от продаж.
Он определяется в стоимостном выражении как разность между ожидаемым и равновесным объемом продаж:
(26)
либо в процентах от ожидаемого объема продаж:
(27)