Наиболее удачным нам представляется определение, сформулированное одним из крупнейших американских институциональных инвесторов TIAACREF: «Корпоративное управление - это набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между правами акционеров и потребностями совета директоров и менеджмента в процессе управления компанией». Как правило, корпоративное управление подразумевает взаимодействие трех основных групп интересов - акционеров, совета директоров и топ–менеджеров.
Основная задача корпоративного управления - поддерживать баланс ответственности между этими группами интересов: совета директоров перед акционерами, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями, наконец, корпорации перед обществом.
Очевидно, что долгое время господствовавшая в экономике неоклассическая теория с ее постулатами «всеобщего совершенства» не могла не оказать влияния на разрабатываемые модели и инструменты (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 - Постулаты неоклассической теории
Постулаты неоклассической теории |
Модели и теории, основанные на этих постулатах |
Информация совершенна и доступна всем агентам в равной степени |
Теорема Миллера-Модильяни |
Проблемы принуждения в экономике не существует |
Модель оценки финансовых активов (САРМ) |
Существует возможность составления полного и совершенного контракта |
Портфельная теория |
Существующие рынки конкурентны |
Общая теория равновесия |
Существует полный набор рынков |
. |
Несомненно, многие из данных постулатов служили вынужденными допущениями, принятыми для удобства и простоты анализа. Тем не менее, подобные ограничения накладывали свой отпечаток на модели, используемые бизнесом для решения практических задач, что, в свою очередь, сказывалось на конечном результате.
Рассмотрим основные понятия, аксиоматические условия и принципы теории корпоративного управления, идентификационные признаки для отнесения субъектов бизнеса к категории корпорации, остановимся на организационно-правовых характеристиках корпоративных формирований: корпораций, концернов, финансово-промышленных групп, холдингов и т.д., на особенностях приватизации в России и их влиянии на формирование моделей корпоративного управления (инсайдерское, аутсайдерское). Большое внимание уделим методам и механизму корпоративного управления.
В апреле 1999 года в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее определение корпоративного управления: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними . Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью».
Введение принципов корпоративного управления в России должно происходить по двум направлениям: в общегосударственном масштабе и непосредственно на предприятиях. Отметим первоочередные действия, которые необходимы на предприятиях. Всего их шесть. Во-первых, каждая компания в рамках общей стратегии должна выработать четкую дивидендную политику.
Во-вторых, корпоративное управление должно строиться на принципах стратегического управления.
В-третьих, уставные и организационно-правовые документы должны четко регламентировать баланс интересов акционеров, менеджмента, персонала и других участников бизнес-процесса.
В-четвертых, корпоративное управление неразрывно связано с понятием корпоративной культуры.
В-пятых, корпоративное управление предполагает полноценный и регулярный контроль всех видов менеджмента на предприятии.
Для выполнения более активного контроля со стороны акционеров и работников целесообразно создать следующие комитеты при совете директоров:
- по внутреннему аудиту;
- по контролю назначений (персоналу и мотивации);
- по контролю крупных сделок и оценке рисков;
- по отношениям с органами государственной власти и местного саморегулирования;
- по работе с акционерами и урегулированию корпоративных конфликтов;
- по стратегическому развитию.
В-шестых, корпоративное управление предусматривает активное взаимодействие акционерного общества с рынком ценных бумаг (особенно, если это открытое общество).
Эффективная система корпоративного управления должна обеспечивать выполнение советом директоров и менеджментом своей основной обязанности - следить за соблюдением интересов акционеров при принятии важнейших корпоративных решений.
Классический способ решения агентской проблемы - создание в компании системы сдержек и противовесов. Как показывает практика, такая система базируется на следующих четырех принципах:
· Наличие в составе совета директоров независимых членов, не являющихся исполнительными директорами компании.
· Настройка мотивации членов совета директоров и топ-менеджеров компании на соблюдение интересов акционеров.
· Максимально возможная финансовая и управленческая прозрачность компании.
· Равноправное и справедливое отношение ко всем акционерам. Особое внимание должно уделяться защите интересов миноритариев.
Воплощение в компании этих принципов - непростая задача даже в странах со зрелыми и устойчивыми рынками капитала. Многочисленные противоречия и столкновения интересов, возникающие в процессе их реализации, требуют постоянного поиска компромиссов.
Один из таких непростых моментов – степень прозрачности и информационной открытости корпорации. Излишняя открытость может привести к утечке стратегически важной информации. С другой стороны, закрытость может побудить менеджеров действовать в ущерб интересам акционеров. Можно отметить следующие виды корпоративных структур:
Классификация структур по преобладанию персонала; Административно-управленческие; Технические; Экспертные; Производственные.