ВВЕДЕНИЕ
Эффективная система корпоративного управления становится первостепенным фактором для поддержания конкурентоспособности российских компаний.
Многие российские компании достигли той стадии развития, на которой недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления может обернуться ослаблением их конкурентных позиций. Растущие потребности российского бизнеса в капитале и в качественном менеджменте вряд ли можно будет удовлетворить, не проведя решительных реформ в сфере корпоративного управления. Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления в большинстве случаев становится основой для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений, получения целого ряда других преимуществ.
Эволюция предприятий от неоклассического представления к институциональному, формирование крупных межотраслевых и межгосударственных промышленных объединений в 80-90-х гг. способствовали развитию теории корпоративного управления. Целью курсовой работы является рассмотрение основ теории корпоративного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие корпорация и ее признакам;
2. Рассмотреть современные научные гипотезы и принципы корпоративного управления;
3. Сделать обзор новейших публикаций по теории корпоративного управления;
4. Охарактеризовать организационную структуру предприятия ОАО «Сибакадемстрой»;
5. Предложить пути по усовершенствованию управления строительной корпорации ОАО «Сибакадемстрой».
В данной работе были изучены и обобщены труды известных экономистов, периодические издания, справочную литературу, нормативно-законодательные акты, а также информацию из глобальной сети Интернет.
ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность, и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.
Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.
Корпораций (хозяйственным товариществом или обществом признается организация, которая обладает следующими обязательными признаками:
1) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
2) отвечает по своим обязательствам принадлежащим имуществом;
3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные правд, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, корпорации Должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Так как корпорации являются коммерческими организациями, то основной целью их деятельности является извлечение прибыли и распределение ее между участниками.
Для вступления в корпоративные правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых определяется понятием правосубъектности. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (правосубъектность) корпорации возникают одновременна в момент ее создания, а прекращаются в момент ликвидации корпорации (Приложение 1, Схема 1).
Правоспособность корпорации бывает общая (универсальная) и специальная [сингулярная]. Как правило, большинство корпорации обладает общей правоспособностью, за исключением тех из них которые добровольно ограничили ее в своих учредительных документах. Таким образом, корпорации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которые определен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», корпорация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право корпорации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законам или иными правовыми актами.
Каждая корпорация подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в поряди определенном ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Корпорация считается созданной (или прекратившей существование) Со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Цель корпорации представляет собой результат деятельности корпорации на достижение которой направлены ее усилия.
Формирование корпоративных целей состоит из следующих этапов:
1. Выбор миссии корпорации. Миссия корпорации – главное ее предназначение, основная цель ее существования. Миссия является наиболее важным условием успеха и обусловливает устойчивое направление деятельности корпорации несмотря на активное влияние на эту деятельность внешней среды. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.
2. Формирование системы стратегических целей на основе выбранной миссии.
3. Разработка тактических задач, рассчитанных на краткосрочную перспективу и имеющих конкретных исполнителей.
Наиболее распространенными формами корпоративных объединений в мировой практике являются: Картель, Корнер, Синдикат, Трест, Концерн, Консорциум, ФПГ, Конгломерат, Холдинг, Союз, Ассоциация, Франчайза.
Картель - одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Корнер - форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.