В России понятие «организационная культура» в теории и практике управления организацией до последнего времени практически не использовалось. Тем не менее, это не означает, что в нашей стране нет организаций с развитой корпоративной культурой. Как правило, развитой культурой обладают многие достаточно крупные организации с длительной историей существования и большой численностью работающих. Таких предприятий немало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики.
Обратимся к опыту влияния организационной культуры в двух организациях, работающих в России. Первая из них – международная компания по авиа-доставке посылок DHL, в России она работает уже 15 лет. Как говорят ее менеджеры по работе с персоналом, главное для компании, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью команды, работал на общий успех компании, который важно для людей, чем признание начальства. Спорт тоже не забыт. В каждом филиале DHL в разных странах есть своя футбольная команда, играют в ней сотрудники: кто может и хочет, без принуждения. Регулярно в Голландии проводится чемпионат команд компании. Однажды чемпионом DHL стала российская сборная. На соревнования футболисты-любители приезжают с собственными группами поддержки. Это девушки-коллеги. Они должны не только обзавестись соответствующими флажками, но и подготовить оригинальную программу для выступления в конкурсе болельщиков. Неудивительно, что в московском филиале DHL уже образовались семейные пары. Каждый Новый год компания устраивает вечеринки для своих сотрудников и отдельно – праздники для их детей.
Благоприятная атмосфера внутри компании помогает людям легче перенести и внешние невзгоды, общие сегодняшние трудности в стране. Это, что касается морального духа. Теперь о материальном. Компания DHL имеет высокий престиж на мировом рынке, в России работает не менее успешно, так что и к своим сотрудникам не имеет права относиться по заниженным меркам. В социальный пакет фирмы входят горячие обеды и медицинская страховка – на сегодняшний день немалое подспорье для семейного бюджета. Надо сказать, фирма не отказалась от них даже в сложное, после августовского кризиса, время. Конечно, такие моменты, как служебная машина и зарплата – четко дифференцированы, но в компании также разработана система бонусов и вознаграждений за отличную работу: человеку прямо дают понять, что он нужен. А такой сотрудник уважает себя и своих коллег, что само по себе сводит к минимуму производственные конфликты. Опять же экономия для компании – подсчитано, что они обходятся фирме в десятки тысяч долларов.
Вторая организация, имеющая чрезвычайно развитую и уникальную корпоративную культуру с многовековой историей – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В рамках культуры этой организации можно найти все возможные элементы проявления ценностей организации, которые только можно представить. Корпоративная культура МГУ поддерживается членами этой организации уже на протяжении почти двух с половиной столетий и прекрасно адаптируется к современным условиям.
В настоящее время в отечественной теории и практике управления стал активнее проявляться интерес к изучению организационной культуры. Ученые и специалисты чаще уделяют внимание культуре организации, отводя ей особое место в управленческой деятельности всех уровней. Таким образом, организационная культура – это один из основных элементов, влияющий на поведение любой организации и необходимый для правильного понимания и управления организационным поведением.
2. Управленческий анализ деятельности ЗАО «Энергостроительная Компания Сибири»
Полное фирменное наименование: Закрытое акционерное общество «Энергостроительная Компания Сибири»
Место нахождения: 650099, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 17.
Дата государственной регистрации: 26 июля 2001 г.
Номер свидетельства о государственной регистрации: 39329
Орган, осуществивший государственную регистрацию: Новосибирская Городская Регистрационная Палата.
Форма собственности – частная. Учредителем ЗАО «Энергостроительная Компания Сибири» является ОАО «Промышленно-инвестиционная компания», которому принадлежит 100% акций. Уставной капитал ЗАО «Энергостроительная Компания Сибири» составляет 100 000 (Сто тысяч) рублей, который состоит из 40 (сорока) штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 2 500 (Две тысячи пятьсот) рублей каждая.
Согласно уставу Общества, основным видом деятельности являются:
– строительные и монтажные работы;
– инжиринговые услуги;
– услуги по электро- и радиосвязи;
Но приоритет отдается выполнению строительно-монтажных работ на предприятиях энергетического комплекса. Основным заказчиком ЗАО «ЭСКС» является ОАО «Кузбассэнерго». Общество осуществляет строительство и реконструкцию зданий и сооружений ТЭЦ и ГРЭС, строительство и реконструкцию золоотвалов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт тепловых сетей, строительство и реконструкцию линий электропередач, а также производство металлоконструкций и нестандартного оборудования.
- Дополнительно к основному виду деятельности Общество осуществляет реализацию ТМЦ, услуг аренды, выполнение услуг генподряда
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. В соответствии с поставленной задачей Общество в период 2001–2005 гг. осуществляло различные виды деятельности, стремясь достигнуть уровня рентабельности, обеспечивающего стабильное получение прибыли в объеме, необходимом для устойчивого финансового положения.
Финансово-экономический анализ деятельности любого предприятия является основой для выявление тенденций и проблем в его деятельности, позволяет принимать эффективные управленческие решения, а также служит базой для разработки рекомендации по совершенствованию управления на исследуемом предприятии. Поэтому проводить финансово-экономический анализ необходимо.
Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «ЭСКС» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «ЭСКС» за 2003–2005 гг.
№п/п |
Показатели |
2003 г |
2004 г. |
2005 г |
Темп роста, руб., 2004 /2003 |
Темп роста, руб., 2005/ 2004 |
Темп роста, % 2004/ 2003 |
Темп роста, % 2005 /2004 | |||||
1 |
Объем смр, тыс. руб. |
152998 |
559013 |
382810 |
406015 |
-176203 |
265 |
-32 | |||||
2 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
120 |
4309 |
8179 |
4189 |
3870 |
259 |
89 | |||||
3 |
Фондоотдача, тыс. руб. |
1275 |
129 |
46 |
-1146 |
-83 |
-89 |
-64 | |||||
4 |
Оборотный капитал Тыс. руб. |
56024 |
62108 |
122807 |
6084 |
60699 |
10 |
97 | |||||
5 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
35 |
50 |
330 |
15 |
280 |
42 |
560 | |||||
6 |
Производительность, тыс. руб./чел. |
364 |
931 |
97 |
567 |
-834 |
155 |
-89 | |||||
7 |
Фонд оплаты труда, руб. |
214 |
431 |
3260 |
217 |
2829 |
101 |
656 | |||||
8 |
Среднемесячная з/плата, тыс. руб. |
6,11 |
8,62 |
9,87 |
2,51 |
1,25 |
41 |
14 | |||||
9 |
Прибыль.тыс. руб. |
10596 |
10630 |
20968 |
34 |
10338 |
0,32 |
97 | |||||
10 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
544226 |
544226 |
370091 |
0 |
-174135 |
0 |
-31 | |||||
11 |
Рентабельность, % |
1,94 |
1,95 |
5,66 |
0,01 |
3,71 |
0,5 |
190 | |||||