рефераты по менеджменту

Методы управления на предприятии

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент - это система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Такая система порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией производства на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей. Особенность российского менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной деятельности предприятия в условиях дефицита ресурсов и оптимальную адаптацию к новым условиям, достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами.

Особое место менеджмента в экономике обусловлено тем, что именно он должен обеспечить интеграцию производственных и экономических процессов на предприятии, необходимые ресурсы и взаимоотношения с внешней средой, а также конкурентоспособность бизнеса. Знание основ менеджмента, методов управления предприятием, принятия решений - залог эффективной работы.

В современной теории управления ключевая роль отводится менеджеру, его социальной ответственности перед обществом. Первостепенная задача менеджера - высокий уровень организации работы, создание творческого климата и реализация эффективной стратегии развития предприятия. Необходима совершенно новая концепция развития, приспособленная к сложившимся хозяйственным условиям. Руководители призваны стать инициаторами технологических и организационных перемен.

Важнейший фактор успеха - подготовка руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в экономических, социальных и технологических вопросах, обладающих чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.

Процесс управления включает в себя всю совокупность различных методов управления - и организационно-распорядительных, и социально-психологических, и экономических.

Именно от эффективности применения различных методов управления, их умелого сочетания, от того насколько поставлено на научную основу организационное регламентирование процесса управления, степени совершенства распорядительного воздействия и административного контроля, во многом зависит успешная деятельность предприятия.

В ходе разработки темы будут намечены мероприятия по совершенствованию применения различных методов управления на предприятии.

При написании работы использованы материалы годовых отчетов ОАО «Авиалинии Дагестана», протоколы общих собраний акционеров ОАО «Авиалинии Дагестана», собраний работников структурных подразделений, специальная и научная литература.

Целью исследования является изучение состояния применения совокупности методов управления в ОАО «Авиалинии Дагестана».

Для реализации вышеуказанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- организационно-экономическая характеристика ОАО «Авиалинии Дагестана»;

- содержание исследования методов управления;

- мероприятия по совершенствованию использования методов управления;

- экономическая эффективность совершенствования применения методов управления.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА, СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Теотретические основы менеджмента

Управление является элементом организованных систем различной природы - биологических, социальных, технических. Соответственно этим системам выделяются три основных вида управления: в живой природе, в обществе, в неживой природе. Каждый из этих видов управления делится на несколько разновидностей.

Под управлением любой системой понимается процесс воздействия на неё для поддержания в определенном состоянии или перевода в новое состояние в соответствии с присущими данной системе объективными законами и деятельностью, направленной на достижение цели.

Наиболее сложным видом управления является социальное управление, то есть воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с различными интересами.

Управление производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием. Управление сельскохозяйственным производством - составная часть отраслевого управления.

За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования: существенно изменились отношения собственности, а вместе с ними - цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. На смену административно-командной системе управления пришли рыночные механизмы. В этих условиях существенно возросла и роль управляющих структур.

Необходимым условием успешной деятельности управленческих структур в изменившихся условиях является знание ими теоретических основ управления. Поэтому остановимся несколько подробнее на истории возникновения и развития теории и практики управления.

Как известно, управление появилось вместе с обществом. Так, где хотя бы два человека объединились для достижения общей цели, возникла необходимость в координации их совместной деятельности. Тогда одному приходилось брать на себя обязанности руководителя, управлять, а другому становиться подчиненным и исполнять его распоряжения.

Конечно, мы не знаем доподлинно, какими методами управлялось первобытное племя - свидетельств этого не сохранилось, поэтому история вопроса ведет свой отчет от древнейших памятников письменности.

В Египте, где сооружение пирамид и гигантских оросительных систем требовало усилий тысяч людей, организация и планирование целенаправленной деятельности и контроль за её результатами были насущной необходимостью.

За 400 лет до нашей эры в Древней Элладе знаменитый философ Сократ сформулировал принцип системности и применительно к управлению, а Ксенофонт признал его особым видом искусства.

Примерно в то же время персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, то есть мотивации.

В 900г. один из крупнейших ученых Восток Аль-Фараби сформулировал, а мусульманский теолог из Персии Аль-Газали дополнил и развил систему требований к руководителям. Гораздо позже в Европе этими проблемами занимался итальянец Николо Макиавелли, выдвинувший принцип массового согласия и обосновавший роль целеполагания в деятельности организации, а его современник Томас Мор проделал анализ неблагоприятных последствий плохого управления.

В 1651г. английский философ Томас Гоббс в своей книге «Левиафан» попытался показать, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Более обстоятельно, спустя столетие эту проблему разработал его соотечественник Джеймс Стюарт (1767г.).

В то же время Иеремия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» считал главным мотивом поведения пользу и удовольствие.

Новую эпоху в развитии теории и практики управления открыла промышленная революция конца 18 - начала 19 веков.

Великий экономист Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) и других работах сформулировал принцип «экономического человека», стремящегося к обогащению и удовлетворению собственных потребностей, разработал концепцию контроля и расчеты оплаты труда. Исследования же проблемы мотивации продолжил в начале 19 века другой английский экономист - Джеймс Милл.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту