7. Следует изыскать и внутренние резервы для увеличения производительности труда на предприятии такие как развитие (обновление) материально-технической базы производственной сферы предприятия и осуществить по следующим направлениям:
- обновления и расширения парка ВС;
- материально-техническое оснащение АТБ;
- строительство наземных производственных объектов;
- создание собственного топливозаправочного комплекса;
- реконструкция и модернизация гостиничного комплекса.
8. Важным направлением снижения себестоимости авиаперевозок и повышения их конкурентоспособности является уменьшение затрат на ГСМ, которые достигают до 50% себестоимости авиационных перевозок.
Создание собственного ТЗК позволит предприятию снизить затраты на 1 тонну заправляемого топлива то 1,5 до 2 тыс. рублей, а в год от 15 до 25 млн. рублей. Создание ТЗК в авиапредприятии также позволит создать нормальную конкурентную среду на рынке авиауслуг и сдерживать рост цен на топливо, что в свою очередь является немаловажным фактором для развития транзитных перевозок через аэропорт Махачкала.
Дальнейшее развитие авиаперевозочной, аэропортовой и технической деятельности предприятия, значительное увеличение пассажиро - и грузоперевозок из аэропорта Махачкала, требует развития производственной и социальной инфраструктуры, необходимой для обслуживания пассажиров в аэропорту, включая транзитные.
ДОКЛАД
Уважаемый Председатель и члены Государственной Аттестационной комиссии. Разрешите представить Вашему вниманию дипломную работу на тему:«Методы управления на предприятии: сложившаяся практика и вопросы совершенствования использования (на примере ОАО «Авиалинии Дагестана»). По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Состав и структура воздушных судов ОАО «Авиалинии Дагестана» за последние три года заметно изменились и занимают, 40% воздушные суда Ту-154, 30% Ту-134, 20% вертолеты Ми-8, а на долю Ан-24 приходится 10% всего парка воздушных судов который, в общем, составляет 10 единиц (табл.1).
2. По размерам производства, по объему оказываемых услуг (табл.2) ОАО «Авиалинии Дагестана» является типичным представителем авиапредприятий страны, где налицо все проблемы переходного периода, слабая подготовка руководителей к работе в рыночных условиях.
3. Устав Открытого акционерного общества «Авиалинии Дагестана» является основным документом, в котором определены все стороны управления делами ОАО «Авиалинии Дагестана». Высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое избирает Председателя совета директоров. Совет директоров в свою очередь избирает Генерального директора.
4. ОАО «Авиалинии Дагестана» имеют перевозочную специализацию. Главной отраслью является перевозка пассажиров, грузов и почты, отрасль, где формируется 99,5% всех доходов предприятия (табл.2). При этом на долю перевозки пассажиров приходится 54,3% из общего объема перевезенного. Для того чтобы успешно развиваться, предприятию необходимо наращивать объемы перевозок не только пассажирских, но и грузовых.
5. Реализация продукции в расчете на одно воздушное судно и на 100 руб. основных средств, выросла на 3,85% и 13,91% соответственно. Однако, рост выручки от реализации сопровождается увеличением затрат на производство. Как следствие такого положения дел, продажа продукции (услуг) была рентабельна только в 2006, 2007 гг. анализируемого периода (табл.6).
6. Экономическая эффективность использования основных средств производства и энергоресурсов предприятия, за исключением фондообеспеченности возросла (табл.8). Основных средств возросла на 28,51%, и энергоресурсы увеличились на 25,81%. Положительным моментом является то, что основные средства, за исключением начала анализируемого периода, рентабельны. Реализация на рынке услуг авиаперевозок в 2005 году оказалась убыточной для данного предприятия, как уже отмечалось из-за высоких производственных затрат.
7. Эффективность аппарата управления ОАО «Авиалинии Дагестана» очень низкая. Довольно значительно снизилась экономичность аппарата управления (табл.9). Удельный вес заработной платы увеличился с 6,91% до 9,87% в общем фонде заработной платы. Незначительное сокращение общего числа работников ОАО «Авиалинии Дагестана» никак не затронуло аппарат управления, который напротив даже увеличился. В 2005 году приходилось 26,5 чел. на одного управленца, а в 2007 году 19,1 чел. Производительность управленческого труда на предприятии также снизилась на 6,03%, а уровень оплаты работников управления никак не зависит от конечных результатов работы предприятия. Что естественно порождает в среде управленцев отсутствие всякого стимула для развития предприятия в выгодном направлении.
8. Служебное положение, обязанности права и ответственность каждого должностного лица должны определяться должностными инструкциями. Они разрабатываются на предприятии на основе Примерных должностных инструкции с учетом конкретных условий и специфики предприятия.
9. Определение норм затрат труда в ОАО «Авиалинии Дагестана» является одним из решающих условий повышения эффективности управления. В практике нормирования в «Авиалиниях Дагестана» применяются типовые, единые специальные нормы и нормативы. Знание и умелое применение указанных норм и нормативов руководством ОАО «Авиалинии Дагестана», несомненно, окажет положительное воздействие на практику применения организационно-распорядительых методов управления.
10. Моральное стимулирование в «Авиалиниях Дагестана» включает поощрение, как коллектива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Поощрение активизирует также и процессы выделения некоторых работников, требует особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений. Необходимо также учитывать, что моральное поощрение, не подкрепляемое материально, также быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое уважением коллектива и общества.
11. Важнейшим требованием экономического стимулирования является создание для всех подразделений равных экономических условий, обеспечение равной оплаты за равный труд. При этом в «Авиалинии Дагестана» необходимо учитывать эффективность труда и меру поощрения попытаться поставить в зависимости от ее уровня.
На основе вышеизложенного материала предлагаю:
1. Одним из перспективных направлений дальнейшего совершенствования в ОАО «Авиалинии Дагестана» необходимо провести совершенствование норм и нормативов для формирования структуры управления и организации процесса управления на основе применяемых на российских предприятиях норм времени, норм выработки, норм обслуживания и норм численности.
2. Руководству предприятия необходимо заняться совершенствованием маркетинговой стратегии, разработать и осуществить комплекс мер по определению новых каналов в выполнении авиарейсов, более тесно сотрудничать с предприятиями обеспечивающих ОАО «Авиалинии Дагестана» запасными частями, ГСМ, а также с другими авиакомпаниями.