Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан англичанином Чарльзом Беббиджем, изобретателем первой вычислительной машины. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, а также методику сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей повышения эффективности работы на основе изучения данных статистики; применения премиальной системы оплаты труда. Результаты своих исследований и практические рекомендации Беббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования» (1832г.).
В конце 19 века в производстве произошли сдвиги. Прежде всего, резко возросли масштабы производства и его концентрация, что выразилось в появлении огромных предприятий, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров. На этих предприятиях устанавливалось дорогостоящее оборудование, на работу стали приходить достаточно образованные, грамотные люди, постепенно начавшие осознавать себя личностями и понимать свою роль в производстве. Принципиально новый характер производства потребовал иных организационных структур, схем управления, строгого соблюдения технологии. Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся на эмпирическом подходе, обеспечить не могла, поэтому возникла задача полведения под управление необходимой научной базы. В начале 20 века стали возникать научные школы управления.
Первой возникла рационалистическая школа. У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Тейлор. В своих книгах «Управление предприятием» (1903г.) и «Принципы научного управления» (1911г.) Тейлор пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда работников заключается в несовершенстве их поощрения. Поэтому он предложил резко расширить границы применения материальных стимулов, которые должны быстро следовать за выполнением работы, чтобы обеспечить должный эффект. Кроме того, Тейлор предложил использовать прогрессивную систему оплаты труда.
В то же время последователи научного менеджмента, занимаясь в основном поиском путей повышения эффективности процесса производства как такового, игнорировали проблемы управления организации в целом. Этот недостаток был преодолен школой административного управления.
Эта школа, которую называют ещё классической, оказала на практику менеджмента большое влияние, чем тейлоризм, поскольку разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. Основателем этой школы, как и всего современного менеджмента, считается француз Анри Файоль, который в 1916г. изложил впервые полную теорию менеджмента, сформулировал его основные принципы и функции.
Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, и прежде всего, административными кадрами.
В этом же направлении развивал свои принципы организации управления известный всему миру автомобильный король начала 20 столетия Генри Форд.
В целом представители классической школы рассматривали организацию как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности как за счет совершенствования управления ею, так и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала.
К двадцатым годам крупное машинное производство довело интенсификацию использования физических возможностей человека до предела; наступила очередь интенсификации интеллектуальных возможностей личности.
Решающий шаг в этом направлении сделала школа человеческих отношений, рассматривавшая каждое предприятие как определенную социальную систему.
Сторонники школы человеческих отношений считали технократический подход к организации управления узким и односторонним и заменили «смитовскую» концепцию «экономического человека», взятую на вооружение тейлоризмом, новой концепцией «социального человека».
Открытия, сделанные представителями этой школы, заключались в том, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические, при условии, что сама его организация уже достаточно эффективна. И эти социальные факторы наряду с экономическими необходимо учитывать в процессе управления. Стало понятным, что организация представляет собой нечто большее, чем простая совокупность людей, выполняющих общие задачи. Она оказалась ещё и социальной системой, где взаимодействуют личности, а также формальные и неформальные группы.
И всё же школа человеческих отношений не могла дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь, поэтому вскоре появилось ее естественное продолжение в виде группы поведенческих концепций, сторонники которых ставили перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.
С появлением ЭВМ, широким распространением кибернетики и математических методов возникли количественные теории управления. Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, вели поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоящих перед организаций проблем.
Как и в других странах, в России передовые мыслители высказывали в свои трудах немало ценных управленческих идей. В начале 19 века выдающийся российский государственный деятель М.М.Сперанский писал о том, что нормальной работе министерств препятствовали такие «источники несовершенств» как недостаток ответственности, «неточность и несоразмерность в разделении дел» и недостаток точных правил.
Замедленное развитие капитализма в России, безусловно, сказывалось на состоянии управленческой мысли, тем не менее, определенные успехи, особенно в решении проблем научной организации труда в нашей стране существовали.
Так, первые шаги в этой области, а также в деле рационализации трудовых движений были сделаны задолго до Тейлора в разработках сотрудников Московского высшего технического училища в период 1860-1870гг. За эту методику училище получило «Медаль преуспеяния» на всемирной торговой выставке в Вене в 1873г., и ее сразу же стали активно внедрять английские промышленники.
С 1908г. в России начала выходить книги переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента - «Административно- техническая библиотека», у истоков которой стояли популяризаторы тейлоризма.
Прерванные первой мировой и гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале двадцатых годов.
В частности, были сформулированы «основные законы научной организации производства и НОТ».
В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: двадцатые годы; тридцатые-пятидесятые; шестидесятые - семидесятые и восьмидесятые годы.
Самым плодотворным был первый период, когда ещё допускалась определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная.