введение
Успехи рыночного хозяйства невозможны без конкуренции, а конкуренция невозможна без инноваций. Инновационное развитие может быть названо в числе основных предпосылок, повышающих конкурентоспособность.
Современное мирохозяйственное развитие характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства, которые определяют конкурентоспособность национальной экономики.
Конкуренция в области инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.
Конкурентоспособность инновационного продукта не только определяет его экономическую успешность на целевом рынке сбыта, но и провоцирует рост прибылей предприятия, способствует научно-техническому развитию в отрасли и инновационному развитию государства. Только будучи конкурентоспособной на рынке инновация может быть эффективной с экономической точки зрения и ценной для предприятия и отрасли. Повышение конкурентоспособности инновационных продуктов украинских предприятий является актуальнейшим вопросом особенно в свете вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию с этого года.
Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение конкурентоспособности инноваций. Для достижения этой цели будут рассмотрены теоретические аспекты вопроса такие, как факторы конкурентоспособности инноваций, методика определения конкурентоспособности и особенности определения конкурентоспособности товара в современных условиях.
Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две основные группы. Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства. Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.
Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).
С учетом всего вышеизложенного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской организации может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние фактор (см. рисунок 1).
Приведенная классификация факторов конкурентоспособности инновационной организации обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности инновационной организации, обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии – базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).
Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.
В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.
Рисунок 1. Основные факторы конкурентоспособности инновационной организации [8]
Конкурентоспособность инновационной организации | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Элементы, непосред-ственно влияющие на уровень |
Полезный эффект производимых товаров |
Цена потребления производимых товаров |
Эффективность производства | |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Внутренние факторы |
Технический уровень и темпы обновления продукции |
Темпы обновления технологии |
Рыночная стратегия |
Организа-ция производ-ства |
Престиж организации |
Наличие и полнота использования капитала |
Наличие и полнота использования трудовых ресурсов | |||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Внешние факторы |
Уровень конкурентоспособности соперничающих организаций |
Государственная экономическая политика в странах-импортерах товаров и услуг |
Государственная экономическая политика в странах-экспортерах товаров и услуг | |||||||||||||||||||||||