В документе определены основные принципы формирования и реализации сбалансированной государственной политики по вопросам обеспечения развития НИС, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Срок реализации Концепции – до 2025 года.
Она фиксирует платформу, которая будет обеспечивать программированное создание в россии конкурентоспособного на мировом рынке товара за счет внедрения трех системных нововведений, а именно:
· рыночный подход к организации инновационной деятельности, результативность которой определяется полученной прибылью, а не приложенными усилиями;
· требование срочного перехода в государственном управлении инновационной сферой от отраслевых к функциональным принципам;
· капитализация интеллектуальной собственности как механизма увеличения стоимости основных фондов хозяйствования и стимулировании общества к расширенному воспроизводству интеллектуального капитала нации.
Составляющими НИС являются подсистемы государственного регулирования, образования, генерации новых знаний, инновационной инфраструктуры, а также производства продуктов и услуг.
По мнению разработчиков, принятие Концепции позволит ускорить формирование условий для эффективной деятельности субъектов, которые создают и/или способствуют созданию и распространению новых знаний и технологий, а также осуществляют их коммерческую реализацию. Это, в свою очередь, приведет к осуществлению целенаправленных структурно-функциональных изменений в экономике и увеличению доли инновационного фактора в приросте ВВП, которая должна достичь не менее 30 % общего объема прироста ВВП.
Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет из себя жизненный цикл продукта.
Выделяют два типа рисков:
а) политические (функция действия факторов институционального уровня макросистемы и прогнозируемого субъектом состояния релевантной социальной системы в долгосрочной перспективе);
б) ситуативные (связанные с действием случайных факторов, большинство которых не поддается контролю). Действие факторов динамической окружающей среды, конституирующих феномены риска и неопределенности, заметным образом может влиять на процесс диффузии инновации и его конечные результаты.
В связи с этим исследователи настаивают на том, что вопрос - в совершенствовании методов определения результатов инновационных процессов. Самой высокой степенью риска характеризуются нововведения, связанные с новыми областями знаний. Неопределенность может быть онтологической ("в чем новизна данного объекта?"), технической ("можно ли это произвести?") и маркетинговой ("можно ли будет продать это новшество?") Неопределенность порождает борьбу интересов социальных групп, а любой процесс социальных нововведений - явление политическое. Вот почему фаза инициирования социальных нововведений и инновационного процесса часто связана с феноменами социального конфликта и коллективного торга .
Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому — плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима:
разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены с уровнем бюджетной обеспеченности населения ЗАТО не ниже достигнутого в 2005 году;
государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;
определение мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства направления развития науки и технологий и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения ("системообразующие" и "общенациональные" университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных ("локомотивов роста") для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий;
определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности — технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).
создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных). Начиная с 2006 года осуществить подготовку (проектирование) создания на территории страны данных зон, а с 2007 года реализовать программы по их правовому выделению и инфраструктурному обустройству.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
предлагается проведение следующих мероприятий на государственном уровне, которые бы способствовали ускорению развития малого инновационного бизнеса на ранних стадиях развития:
• увеличить объем средств, выделяемых на "посевное" финансирование в разках существующих государственных программ на федеральном и региональном уровнях; в том числе в рамках программ МЭРТа по развитию региональных венчурных фондов и Российской Венчурной Компании, Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" и других;