На предприятии интенсивно проходит процесс подготовки, переподготовки и обучения вторым профессиям, то есть процесс повышения квалификации кадров. Для повышения квалификации рабочих на ЗАО «Белгородский цемент» используются следующие формы обучения: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; школы по изучению передовых приемов и методов труда; курсы бригадиров.
Основной формой повышения квалификации являются производственно-технические курсы. Они созданы в целях углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Дерево целей
Следующим этапом курсовой работы является построение «дерева целей» исследуемого предприятия (рис. 3.2). Для этого необходимо правильно сформулировать главную цель, а промежуточные цели по отношению к ней являются подцелями (средством), работой, которую надо выполнить, чтобы приблизиться к осуществлению главной цели.
Дерево целей — граф, схема, показывающая членение общих (генеральных) целей на подцели, последних — на подцели следующего уровня и т. д. (дерево — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели).
Рис. 3. 2. Дерево целей
На рисунке 3. 2 предусмотрены следующие обозначения:
0 – Повышение производительности труда
1 – Обновление и модернизация оборудования
1. 1 - закупка новейшего лабораторного оборудования
1. 2 - проведение текущих, средних и капитальных ремонтов
2 – Введение новой технологии производства
2. 1 - развитие рационализаторской и изобретательской работы
2. 2 - применение новых материалов
2. 3 - применение технических решений, обеспечивающих снижение энергозатрат и удельный расход топлива
2. 3. 1 - частичный переход на «сухой способ» производства цемента
2. 3. 2 - внедрение замкнутого цикла производства цемента
3 – Совершенствование структуры управления персоналом
3. 1 - разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих
3. 2 - разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров
3. 3 - использование системы вознаграждений
3. 4 - повышение профессиональных качеств персонала
3. 4. 1 - разработка программ для обучения трудовым навыкам
3. 4. 1. 1 – производственно-технические курсы
3. 4. 1. 2 – курсы целевого назначения
3. 4. 1. 3 – школы по изучению передовых приемов и методов труда
3. 4. 1. 4 – курсы бригадиров
3. 4. 1. 5 – стажировки
4 – Совершенствование условий организации труда
4. 1 - внедрение современных контрольных приборов и счетно-вычислительной техники
4. 2 - создание благоприятной производственной среды на рабочих местах
Итогом анализа внутренней среды является рассмотрение сильных и слабых сторон организации. Для этого воспользуемся таблицей 3. 5.
Таблица 3. 5
Сильные и слабые стороны предприятия
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
1. Производство |
1. Высокая конкурентоспособность продукции. 2. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества. 3. Относительно высокое качество продукции, постоянное его улучшение. 4. Имеется собственная сырьевая база. |
1. Высокая энергоемкость производства. 2. Высокие цены. 3. Отрицательное влияние производства на экологию области. 4. Продукция производится устаревшим «мокрым способом». |
2. Кадры |
1. Подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров. 2. Рабочие со стажем. 3. Рабочие с высшим техническим образованием. |
1. Отсутствие стимулов к повышению производительности. 2. Текучесть кадров. 3. Не очень высокий уровень мотивации труда. |
3. Маркетинг |
1. Эффективная система сбыта готовой продукции. 2. Сбор информации о рынках сбыта. 3. Широкие возможности сбыта своей продукции. |
1. Недостаточные маркетинговые исследования. 2. Недостаточно квалифицированная маркетинговая политика. 3. Слабая рекламная компания. |
4. Организация |
1. Отлаженное партнерство с поставщиками. 2. Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений. 3. Четкое разделение труда, профессиональная специализация. |
1. Зависимость от поставщиков. 2. Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельностью. |
5. Финансы |
1. Предприятие остается финансово независимым. 2. Достаточно быстрая оборачиваемость средств. 3. Достаточное количество собственных оборотных средств. |
1. Большой объем дебиторской задолженности. 2. Отсутствие долгосрочных источников финансирования. |
Таблица позволяет заключить, что исследуемое предприятие имеет ряд недостатков. К примеру, велика сумма дебиторской задолженности, в том числе просроченной; растут себестоимость и отпускная цена цемента.
К настоящему времени на заводе преобладает энергоемкий «мокрый способ» производства цемента. Для сравнения, в Германии, Испании, Италии, Японии и других странах с развитой цементной промышленностью выпуск этого вяжущего осуществляется исключительно по энергосберегающему сухому способу.
Цементная промышленность является составной частью тяжелой промышленности и определяет потенциал любого государства. Отрасль является основным поставщиком сырья для производства бетона и железобетона (свыше половины производимого цемента), который в свою очередь выступает основным конструкционным материалом в строительстве. Другими словами, это сектор, спрос, на продукцию которого прямо зависит от объемов жилищного и промышленного строительства.
Цементная промышленность имеет две основные отличительные особенности. Первая – производство цемента чрезвычайно энергоемко. Доля энергоресурсов, а также топлива превышает половину себестоимости. Это делает ее очень чувствительной к колебаниям стоимости энергоресурсов и различных видов топлива. Другая важная особенность отрасли – то, что при перевозках на дальние расстояния доля тарифа на грузоперевозки в стоимости для потребителя может достигать половины себестоимости продукта. Это резко усиливает локализацию рынка в рамках отдельных региональных сегментов. В основном же перевозки внутри региона имеют смысл только при существенном недостатке мощностей по производству цемента либо возможности существенно сэкономить на железнодорожном тарифе.