Введение
Проблема принятия решений – одна из важнейших междисциплинарных исследовательских тем, ее фундаментальный характер определяется той ролью, которую принятие решений играет в целенаправленной человеческой деятельности. В настоящее время теория принятия решений применяется преимущественно для анализа тех деловых проблем, которые можно легко и однозначно формализовать, а результаты исследования адекватно интерпретировать.
Так, например, методы теории принятия решений используют в самых различных областях управления - при проектировании сложных технических и организационных систем, планировании развития городов, выборе программ развития экономики и энергетики регионов и т.п.
Необходимость использования подходов и методов теории принятия решений в управлении очевидна: быстрое развитие и усложнение экономических связей, выявление зависимости между отдельными сложными процессами и явлениями, которые раньше казались не связанными друг с другом, приводят к резкому возрастанию трудностей принятия обоснованных решений.
Затраты на их осуществление непрерывно увеличиваются, последствия ошибок становятся все серьезнее, а обращение к профессиональному опыту и интуиции не всегда приводит к выбору наилучшей стратегии. Использование методов теории принятия решений позволяет решить эту проблему, причем быстро и с достаточной степенью точности.
Принятие решений – это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специалисты консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения.
Деятельность предприятия и результаты его работы зависят от непрерывной последовательности принимаемых решений, каждое из которых вызывает движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, в конечном счете, оказывает как благоприятные, так и неблагоприятные воздействия на финансово-экономическое состояние предприятия.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что свободные рыночные отношения основаны на взаимодействии современных законов и нормативов, необходимых плановых требований и показателей, учитывающих интересы производителей и потребителей товаров. Любой из фундаментальных вопросов рыночной экономики (типа: что производить? сколько выпускать? когда поставлять? и др.) может быть наиболее успешно решен с помощью системы планово-экономических нормативов и норм, нацеливающих всякое производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на удовлетворение потребностей людей и получение высокого конечного результата производственно-финансовой деятельности.
Высокие конечные результаты производства должны обеспечиваться на всех этапах маркетинга, планирования, организации, менеджмента, продажи, инвестирования и других видов деятельности предприятия, связанных между собой единой системой планов и норм. В рыночных отношениях внутрипроизводственное или внутрифирменное планирование становится поэтому приоритетной сферой научно-практической, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
На всех этапах проектирования разнообразных видов деятельности, производства продукции или работ планирование служит основой установления конечных результатов и затрат, выбора оптимальных организационно-управленческих рекомендаций, принятия обоснованных экономических решений о целесообразности применения какого-либо инвестиционного проекта в конкретных условиях производства. Точность и обоснованность принимаемых на всех уровнях управления решений во многом зависит от качества используемых на различных этапах планирования экономических нормативов и норм.
Целью планирования является разработка перспективных программ-прогнозов развития предприятий, текущих и оперативных планов.
При разработке планов используются научно обоснованные методы планирования: балансовый метод, нормативный, технико-экономических расчетов, метод прогнозирования.
Нормативный метод планирования базируется на установлении научно обоснованных норм и нормативов потребности. Применяется при планировании материальных затрат (норма расхода топлива, электроэнергии, сырья и материалов на единицу продукции или работ), рабочей силы (норма выработки, норма времени), некоторых видов финансовых ресурсов (норматив оборотных средств по их видам и другие).
Основной целью курсовой работы является исследование нормативного метода как действенного инструмента планирования; оперативного контроля и принятия управленческих решений; управленческого анализа.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть концептуальные подходы и базовые модели разработки и принятия управленческих решений;
2. Изложить процесс принятия управленческих решений в сфере планирования;
3. Провести анализ внутренних и внешних условий деятельности предприятия;
4. Выявить и проанализировать существующие на предприятии проблемы;
5. Привести способы решения выявленной проблемы.
Объект исследования – ЗАО «Белгородский цемент».
Предметом рассмотрения данной курсовой работы является проблема падения прибыльности предприятия.
При написании курсовой работы были использованы учебная и справочная литература, различные формы учета и отчетности предприятия, а также данные, полученные экспертным путем.
В ХХ в. изучение проблем принятия решений вышло на качественно новый уровень. Сегодня можно уже говорить о некотором достаточно общем концептуальном аппарате, развиваемом вокруг таких понятий, как “решение”, “процесс принятия решений”, “модель принятия решений” и др.
Понятие "решение" имеет два смысловых значения. В широком смысле под решением понимают процесс выбора одного или нескольких вариантов действий из множества возможных. Иначе говоря, в этом смысле термин "решение" означает процесс принятия решения. В узком смысле решение есть результат выбора определенного варианта действий. В любом случае справедлива следующая формула: решение - это выбор альтернативы. При этом альтернативами называют любые допустимые и взаимоисключающие варианты действий. Это означает, что каждая альтернатива, если она будет принята, может быть реализована на практике, но выбор одной из альтернатив подразумевает невозможность выбора любой другой.
Все решения людей можно разделить на личные и деловые.
Личные решения направлены на достижение личных целей и затрагивают интересы только одного человека и, возможно, нескольких близких ему людей. Личные решения, которые принимаются нами ежедневно, как правило, просты. Их простота объясняется, во-первых, очевидностью выбора и, во-вторых, незначительностью последствий большинства решений.
Совсем иное дело - принятие деловых решений. К ним относят политические, экономические, финансовые, юридические, технические и другие решения, которые принимаются в организациях. Большинство деловых решений принимается собственниками и руководителями организаций, которые должны уметь объяснить другим людям - подчиненным, коллегам, партнерам, инвесторам и т.д., почему принято то или иное решение. При этом лица, принимающие решения, должны учитывать интересы и предпочтения всех заинтересованных сторон, обращаться к общим человеческим ценностям, эмоциям и чувствам людей, к их вере, потребностям и ожиданиям, а также привлекать для обоснования решений логику и расчеты.