Как было сказано выше, одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.
Также наиболее близким и сильным конкурентом ЗАО «Белгородцемент» является ОАО «Липецкцемент», г. Липецк.
Таким образом, ЗАО «Белгородский цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее, не опровергает сильную позицию предприятия.
В табл. 3.9 указаны доли и емкость как ЗАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.
Таблица 3. 9
Доли и емкость предприятий на цементном рынке России
Предприятие |
Производство цемента за 2004 г. (тыс. т.) |
Доля в общем объеме, % |
ЗАО «Белгородский цемент» |
1712, 7 |
4, 54 |
ОАО «Осколцемент» |
2218, 8 |
5, 88 |
ОАО «Мальцовцемент» |
3591, 3 |
9, 5 |
ОАО «Себряковцемент» |
1614, 0 |
4, 28 |
ОАО «Липецкцемент» |
1487, 0 |
3, 9 |
Другие предприятия |
27162, 5 |
72, 06 |
ВСЕГО |
37690, 1 |
100 |
Рис. 3. 3. Доли предприятий на цементном рынке России
Характеризуя внешнюю среду предприятия, необходимо также проанализировать сбытовую деятельность предприятия.
ЗАО «Белгородский цемент» относится к трем ведущим предприятиям-экспортерам, обеспечивающих более 70% общероссийских поставок.
Крупнейшие предприятия-экспортеры цемента:
· ОАО «Спасскцемент»
· ЗАО «Белгородский цемент»
· ОАО «Новоросцемент»
Основные страны-получатели цемента: Китай, Украина, Испания, Казахстан, Венгрия.
Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают нам возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.
Специалисты отдела маркетинга и внешнеэкономических связей и отдела сбыта оформляют все необходимые документы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции по назначению.
Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе.
Например, на ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 3.10).
Таблица 3. 10
Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент»
Предприятия |
Потребление, т. |
доля, % |
ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина |
300000 |
16,5 |
ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5 |
20000 |
1,1 |
ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина |
15000 |
0,8 |
Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал |
10000 |
0,55 |
Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров |
8000 |
0,45 |
Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров |
9000 |
0,5 |
ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск |
19000 |
1,04 |
ОАО «Курский завод КПД», г. Курск |
8000 |
0,45 |
Магазин ЗАО «Белгородский цемент» |
36000 |
2 |
Прочие |
1399 800 |
76,6 |
Итого |
1824 800 |
100 |
Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.
В ЗАО "Белгородский цемент" основными формами стимулирования сбыта являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.
Проведем оценку внешних и внутренних факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на предприятие методом SWOT-анализа. В рамках этого метода выявим и оценим собственные сильные и слабые стороны, а также определим возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Для этого необходимо построить таблицу 3. 11.