Группа формируется в три этапа: отбор по потенциалу знаний, образования и опыта – это первый этап; второй – отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный настрой, система ценностей); третий – отбор по потенциалу коммуникативности. Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.
Сформировать группу еще недостаточно, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо обучить некоторым приемам совместной деятельности. Продолжительность обучения может быть различной. Главное - сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе (В.В. Мыльник «Исследование систем управления»).
6. Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов (МФО) – метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях, позволяет отслеживать динамику внешней среды чаще всего противоположным взглядом, развивает диалектику мышления.
Автором методики является Ч. Вайтинг (1958г.).
МФО – это эвристический метод продуктивного творчества. Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.
МФО можно применять для проведения корпоративного тренинга по разработке организационных инноваций или усовершенствованию выпускаемых продуктов.
МФО предполагает перенос на объект изменения свойства других объектов или явлений, например, «ледяной чай» ® «говорящий чайник»® «музыкальная чашка» и прочие «фокусы». В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется творческой рефлексией полученных речевых конструкций и умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки. Кроме того, метод предъявляет высокие требования к воображению пользователя.
Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).
Фокальный объект – это объект (отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельное подразделение), попавший в фокус нашего внимания.
Разновидностью МФО является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Тренинг по применению МФО включает следующие шаги / стадии
1. Определение объекта изменения / обновления фокального объекта.
2. Выбор случайных объектов.
3. Определение параметров случайных объектов, отобранных на шаге 2.
4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом.
5. Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.
6. Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений.
7. Разработка плана реализации полученного решения.
Последовательность работы по применению МФО
(методические рекомендации)
Вступительная часть.
Знакомство с МФО и правилами работы с ним.
Шаг1. Название «фокальный объект» для предмета обновления происходит от того, какой объект попадает в фокус нашего внимания. Фокальный объект показывает, что находится в фокусе, на чем фокусируется мысль. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельные подразделения.
Шаг 2. Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано ОКНО, то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.
Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбрать:
a) «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;
b) объекты «действ», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;
c) явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.
Шаг 3. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как, красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение.
Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу (см. ниже) автоматически, не раздумывая, например:
ФО – Настольная лампа | ||
№ |
А Кошка |
BПортфель |
1 |
меховая |
переносной |
2 |
мяукает |
вместительный |
3 |
прыгает |
ранец |
4 |
теплая |
кожаный |
5 |
полосатая |
закрывается |
ФО – фокальный объект; № - общее количество характеристик случайных объектов; А, B – случайные объекты. |
Шаг 4. Наименее креативная часть, требующая только механического заполнения. Необходимо совместить фокальный объект с вписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.
Не пытайтесь пропустить этот шаг, вы пропустите много интересных словосочетаний.
Презентуя метод, также необходимо выписать все варианты полученных сочетаний:
ФО + А1 = меховая настольная лампа
ФО + А2 = настольная лампа мяукает
ФО + А3 = прыгающая настольная лампа
ФО + А4 = теплая настольная лампа
ФО + А5 = полосатая настольная лампа
ФО + В1 = переносная настольная лампа
ФО + В2 = вместительная настольная лампа
ФО + В3 = настольная лампа ранец
ФО + В4 = кожаная настольная лампа
ФО + В5 = закрывающаяся настольная лампа
Шаг 5. На пятом шаге необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии.
Пятый шаг, пожалуй, самый творческий этап МФО, когда необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо творчески подойти к рассмотрению каждого получившегося словосочетания.