На вопрос «Что получилось?», необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.
Например, в сочетании ФО + А4 у нас получилась теплая настольная лампа. Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или, наоборот, остужает.
На вопрос «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования. Например, в сочетании ФО + В3 = настольная лампа ранец - лампа встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака «Stop».
Ответ на вопрос «Кому это надо?» помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «Это» покупать и платить за «Это» деньги.
Например, ФО + В4 = кожаная настольная лампа можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.
Во время презентации метода нет необходимости строить таблицу, достаточно кратко ответить на три поставленных вопроса и привести два-три примера обновления продукта. Например, так.
Меховая настольная лампа может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.
Настольная лампа мяукает может быть лампа , издающая звуки, например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать и выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.
Вместительная настольная лампа может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели родители школьников и/или организации.
Шаг 6. На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта. Можно выписать все полученные решения, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет.
В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:
Продукт №1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука.
Продукт №2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей.
Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.
Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.
Шаг 7. Седьмой шаг проектно-организационный.
На этом шаге может быть использовании любой метод организационного или технического проектирования.
Начиная с этого шага и далее, предприятие-заказчик реализует проект самостоятельно, если в условиях контракта не предусмотрено иное.
Количество времени
На отработку всего метода (если в работу не включен 7-й шаг) в группе вам потребуется не менее двух астрономических часов.
v Вступительная часть 10 – 15 минут.
v Разделение группы (если участников больше 5 человек) на подгруппы (по 3 – 5 человек) 10 минут.
v 1-й и 2-й шаги выбор фокального и трех случайных объектов 5 – 10 минут. Если проводится открытый семинар, то тренер предлагает эти объекты сам, их можно сразу внести в раздаточный материал.
v 3-й шаг выбор параметров случайных объектов 10 – 20 минут. Надо выписать по двадцать параметров для каждого случайного объекта. На этом шаге тренер может помогать найти подгруппе недостающие параметры случайного объекта.
v 4-й шаг механическое соотнесение «ФО + параметр» 5 – 10 минут.
v 5-й шаг ответы на вопросы 0,5 – 1,5 часа. На этом шаге тренер должен активно включаться в работу подгрупп, помогать находить ответы на вопросы, поддерживать и развивать предложения участников.
v 6-й шаг описание новых продуктов 10 – 20 минут. Каждая подгруппа выносит полученные ею готовые решения обновленных продуктов на листы А1 (ватмана или от блокнота флип-чарта) с целью дальнейшей презентации своих решений.
v Презентация новых продуктов 5 – 15 минут на каждую. подгруппу. Тренер активно участвует в презентации, помогает выступающим презентовать решения подгруппы, развивает и поддерживает найденные решения.
v Заключительная часть 5 минут. Тренер подводит итоги. Еще раз повторяет этапы проведения метода. В заключении говорит примерно следующее: «Всего за 2,5 (два, три) часа с помощью этого метода вам удалось выдвинуть около пятидесяти (двадцать, сто) оригинальных идей по усовершенствованию продукта. Из них были отобраны десять готовых решений, являющихся уникальными и не встречающихся на рынке. Реализация этих решений автоматически выводит вашу компанию в разряд инновационных и ставит в один ряд с лидерами рынка. Поздравляю вас и желаю удачи!»
Необходимый реквизит
Ø Флип-чарт с чистым блокнотом.
Ø Набор маркеров разных цветов для каждой подгруппы.
Ø В раздаточном материале должно быть место для записи всех 20 параметров для каждого случайного объекта и их соотнесения с фокальным.
Ø В таблице ответов на вопросы (5-й шаг) должно быть достаточно места для записи возникающих идей решения.
Ø Не менее 10 позиций для записи идей готового продукта (6-й шаг).
7. Метод кейсов (Case-study)
Кейс- стади – это обучение при помощи разбора игровых (реальных) практических ситуаций (кейсов). Это форма активного обучения зародилась в Гарвардской школе и в настоящее время используется для подготовки менеджеров в ведущих западных бизнес- школах повсеместно.
У кейс- стади есть большие преимущества:
Ø развитие у студентов навыков анализа и критического мышления, понимание взаимосвязи между теорией и практикой;
Ø изучение теории принятия решений на конкретных примерах из практики бизнеса и отработка типовых схем решения проблемных ситуаций, тренировка навыков принятия управленческих решений;
Ø возможность выбора из множества вариантов решений, развитие творческих начал;
Ø поощрение индивидуальной и самостоятельной работы студентов в сочетании с групповым обсуждением, развитие навыков работы в команде;
Ø возможность контроля и текущей оценки знаний и умений студентов.
В принципе любая управленческая ситуация может привлекаться как учебный пример, но учебный результат в значительной степени зависит от способа описания ситуации. Именно способ описания призван подтолкнуть учащего к логическому анализу.