как перестроить работу компании, для того, чтобы наша доля рынка увеличилась, и т.д.
Ведущий зачитывает формулировку задачи и предлагает участникам группы сформулировать на нее ответ.
2. Правила работы.
Ведущий знакомит участников с правилами работы и последовательностью этапов. Участники должны высказывать свои собственные идеи. Критика запрещена.
3. Использование результатов работы.
Где, когда и кем будут использованы полученные результаты.
II. Этап генерирования идей (10 минут)
1. Участники группы записывают свои ответы на бумаге.
2. Предлагаются только СВОИ варианты.
3. Обсуждение и «советование» запрещено.
Ведущий следит за соблюдением участниками правил и поддерживает тишину.
III. Этап перечисления идей (30-50 минут)
Ведущий прерывает второй этап, но подчеркивает, что участники могут продолжать записывать возникающие у них идеи. Участникам предлагается по очереди зачитывать свои предложения (процесс генерирования идей не прекращается).
1. За одно обращение называется только одна идея.
2. Участники высказываются по кругу.
3. Участник может пропустить свою очередь и снова взять слово на следующем круге.
4. Обсуждение допускается только для удобства регистрации ответа и только между участником, высказывающим идею, и ведущим.
5. Критика и оценка ответов запрещена.
Ведущий записывает каждую идею на доске и присваивает ей порядковый номер. Поскольку идей высказывается много, лучше их записывать на флипчарте. Заполненные листы затем вывешиваются на стену.
IV. Этап уяснения идей (20-40 минут)
1. Ведущий зачитывает каждый ответ из списка, чтобы убедиться, что все участники поняли идеи в том виде, в котором они записаны.
2. Любой участник может предложить толкование идеи или их комбинирование. Идею можно:
a) отклонить;
b) уточнить;
c) агрегировать.
3. Каждый участник имеет право вето на изменение любой идеи. То есть если хотя бы один участник не согласен с предложенным изменением, то оно не принимается.
Ведущий следит, чтобы на этом этапе процесс проходил не на оценку идей, а на их понимание.
V. Этап выбора и ранжирования идей (10 минут)
1. Каждому участнику предлагается выбрать и записать 3-8 (10-15 % от общего числа) наиболее важных с его точки зрения предложений из перечня.
Ведущий раздает участникам карточки для голосования (рекомендуется использовать липкие листочки для записей) и просит записать в центре карточки номер идеи / предложения. Максимальное количество отбираемых идей не должно превышать восьми.
2. Каждому участнику предлагается ранжировать отобранные им варианты, задать предложениям «веса» по степени их важности, с точки зрения участника.
Например (если на первом шаге предложено отобрать пять идей):
ò из пяти идей выберите наиболее важную, с вашей точки зрения. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «5». Отложите эту карточку;
ò из оставшихся четырех идей выберите ту идею, которая вам кажется наименее значимой. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «1». Отложите эту карточку;
ò из оставшихся трех идей выберите наиболее важную, с вашей точки зрения. Поставьте в правом нижнем углу карточки цифру «4». Отложите эту карточку, и т.д.
3. Обсуждения и «советы» не допускаются.
Ведущий следит за тем, чтобы участники не переговаривались и не советовались друг с другом.
VI. Подсчет голосов (10-20 минут)
1. Подсчитывается, сколько карточек подано за каждую идею.
Ведущий предлагает участникам подойти к стене, на которой развешаны листы с записями предложений, и приклеить на выбранные ими варианты идей карточки с соответствующими номерами.
2. Подсчитывается, сколько рангов/баллов получила та или иная идея.
Ведущий начинает подсчет голосов. Считается количество поданных карточек за каждое предложение и сумма баллов на этих карточках. Ведущий может пригласить себе в помощь одного или двух из участников для ускорения процедуры.
3. Отбирается 3-5 идей, получивших наибольшее количество голосов по двум показателям одновременно.
Как правило, наблюдается резкий отрыв в поданных карточках и сумме баллов одной - трех идей от остальных.
VII. Заключительный этап (10-20 минут)
1. Обсуждение итогов голосования.
2. Заключительная попытка агрегировать отобранные идеи.
3. Определение последующих шагов и программы действий.
4. Морфологический анализ (метод многомерных матриц)
Морфологический подход был предложен в качестве рабочего инструмента немецким менеджером Бернсом в 1907г. (по материалам журнала «Управление персоналом»).
Бернс решал проблему повышения эффективности выпуска потребительских товаров на электротехнической фирме «АЭГ». Он обратил внимание на то, что для производства каждого из товаров требовалась совершенно новая оснастка. Это затрудняло переход к новым товарам и увеличивало издержки. Бернс предложил и реализовал схему, в которой огромное разнообразие достигалось за счет комбинирования ограниченного числа тщательно отобранных простых элементов оснастки.
Детально метод был разработан в 1942г. швейцарским физиком Ф. Цвики и получил название морфологического анализа, под которым он понимал системный анализ связей.
Основная цель метода заключается в построении всех возможных вариантов реализации исследуемого объекта, как правило, для определения возможных границ его изменения.
Метод состоит из пяти этапов.
Этап 1. Дать точную формулировку проблемы, подлежащей решению. На этом этапе очень важно привести б описание объекта.
Этап 2. Сформулировать (выявить) важные характеристики (свойства, функции) объекта, совокупность которых обеспечивает существование и функционирование объекта, решение проблемы.
Этап 3. Раскрыть возможные варианты реализации каждой характеристики (свойства, функции) в отдельности.
Этап 4. Совокупность полученных вариантов свести в морфологическую таблицу.
Этап 5. Выбрать решения из морфологической таблицы и определить их функциональную ценность.
5. Метод синектики
Автором является Дж. Гордон (Гарвард, Пенсильванский, Калифорнийский, Бостонский университет).
Идея синектики возникла в практике исследования метода «мозгового штурма». Суть ее заключается в поиске и реализации возможности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.
Идея синектики заключается в формировании «группового мышления» в специально созданной группе синекторов. Главным отличием синектики от метода «мозгового штурма» является подход к исследованию и решению проблемы не с позиции выдвижения идеи в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые подпитывают процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливает отказ от стандартных подходов. Это определяется подбором групп и организацией ее работы.