Ø справки городских и других эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
Ø документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора Российской Федерации и в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах;
Ø заключения органов государственногонадзора о соответствии завершенного строительством объекта законодательству, действующим стандартам, нормам и правилам.
Вся документация, прилагаемая к акту приемки законченного строительством объекта, после окончания работы приемочной комиссии должна быть передана заказчику (исполнителю).
Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором был зарегистрирован факт ввода. Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в установленном порядке статистическую отчетность о выполнении договорных обязательств.
Приемка заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования его с органами Госстройнадзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.
Заказчик, исполнитель работ, проектная организация и другие участники инвестиционного процесса в установленном порядке несут ответственность за нарушение требований законодательства, техники безопасности, строительных, санитарных и других норм, а также за ущерб, который может нанести объект правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
В таблице 1 показана структура распределения ответственности между участниками инвестиционного процесса.
Таблица 1
Структура распределения ответственности
Заказчик (застройщик) |
ü Подготовка к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг) вводимых в действие объектов; ü Проведение комплексного опробования оборудования; ü Наладка технологических процессов; ü Ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки; ü Выпуск продукции (оказание услуг) и освоение проектных мощностей в нормативные сроки |
Проектные организации |
ü Соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объектов проекту; ü Вопросы, связанные с проектированием |
Научно-исследовательские организации |
ü Соответствие выданных ими исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса |
Строительно-монтажные организации |
ü Качество и сроки выполнения строительно-монтажных работ; ü Проведение индивидуальных испытаний смонтированного оборудования; ü Устранение недоделок; ü Своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов |
В связи с отсутствием в отечественной практике нормативных документов, регулирующих процесс закрытия контракта, в основу настоящего раздела положены результаты изучения зарубежного опыта [4 и 5].
Основными этапами закрытия контракта являются:
Ø проверка финансовой отчетности;
Ø паспортизация;
Ø выявление невыполненных обязательств;
Ø завершение невыполненных обязательств;
Ø гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.
Проверка финансовой отчетности включает в себя проверку финансовой отчетности заказчика и подрядчика.
Проверка финансовой отчетности заказчика включает:
Ø проверку полноты выписки фактуры на весь объем завершенных работ;
Ø согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами;
Ø проверку наличия документации по изменениям;
Ø контроль суммы удержаний, произведенных заказчиком.
Проверка финансовой отчетности исполнителя включает:
Ø проверку платежей поставщикам и субподрядчикам;
Ø соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков;
Ø поиск просроченных платежей поставщику;
Ø подтверждение соответствующих удержаний.
Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту.
Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия контракта и заключается в регистрации заказчиком ранее представленной ему документации.
В качестве последней могут выступать: документация, характеризующая технические условия используемого сырья и материалов, сертификаты и т. д. При правильном управлении инвестиционным процессом вопросы паспортизации решаются своевременно, а не только на этапе закрытия контракта.
Невыполненные обязательства должны быть завершены полностью на этапе закрытия контракта, однако их выявление должно осуществляться постоянно в течение всего времени выполнения контракта.
В результате проверки устанавливаются:
Ø объемы работ, не требующие дополнительных усилий и готовых к закрытию;
Ø объемы работ, требующих завершения для выполнения договорных обязательств.
На этапе завершения невыполненных обязательств предпринимаются усилия для исправления брака и устранения недоделок. В случае если эти усилия дорогостоящи и длительны, руководитель проекта должен урегулировать проблемы с заказчиком путем уступок с его стороны в отношении некоторых требований или путем уплаты штрафа.
Если работа своевременно не выполнена, то должен рассматриваться вопрос об изменении контракта. Ведение переговоров с целью изменения условий контракта производится до его закрытия и окончательных платежей. Все изменения в контракте утверждаются заказчиком, и до его утверждения никакие дополнительные работы не выполняются. Информацию о выполнении всех работ по контрактам руководитель проекта передает комиссии, принимающей объект.
Закрытие контракта должно сопровождаться завершением расчетов по нему, т. е. выпиской счета для осуществления окончательного платежа.
Оплата подрядных работ при сдаче объекта в эксплуатацию зависит от качества выполнения СМР. Если в процессе сдачи объекта в эксплуатацию обнаружены дефекты, оплата выполненных подрядных работ производится за вычетом «гарантийного резерва». Данный резерв создается подрядчиком до начала строительства и возвращается ему при отсутствии строительных дефектов. Несмотря на наличие такого механизма, как «гарантийный резерв», затраты, связанные с исправлением дефектов, могут быть весьма существенными. В ряде стран эти затраты достигают 1—1,5% годового объема инвестиций.