Эффективность функционирования матричной структуры управления определяется ясностью поставленных целей и пониманием их на всех уровнях управления. Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности [14].
Бригадная оргструктура управления представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей (Рис. 2.8.). Основу данного типа оргструктуры составляет бригадная форма организации труда и производства, давно известная во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Рис. 2.8. Бригадная оргструктура управления
Принципами образования бригадных структур являются следующие: автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие [7].
Образованную в соответствии с этими принципами бригаду возглавляет руководитель, осуществляющий руководство бригадой в соответствии с концепцией групповой формы управления, включающей в себя взаимопомощь, взаимозаменяемость, личную ответственность, ориентацию на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблемы в целом. Поэтому менеджмент носит характер консультаций и опирается на групповое решение проблем [9].
При этом существенно меняются требования к квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, так как только они могут обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых группой заданий. Сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и ее конечный результат резко снижает необходимость в жестком контроле извне и в промежуточном учете выработки. Соответственно этому в бригадах вводятся гибкие системы мотивации труда, предусматривающие тесную связь между уровнем заработной платы каждого члена бригады и общими результатами. Формирование бригад нередко связано с перекомпоновкой оборудования, которое, как правило, закрепляется за бригадой и концентрируется в одном месте на производственной площади данной группы. Это обеспечивает сокращение времени на транспортировку, снижает запасы материалов и незавершенное производство. Возникающие при этом потери от недоиспользования оборудования компенсируются возможностью апробации новых технологий и выпуска новых видов изделий, предлагаемых и разрабатываемых специалистами группы [8].
Преимуществами бригадной оргструктуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей, ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на относительно малоемкие сегменты рынка, нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки. Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре, — это горизонтальная координация между взаимосвязанными рабочими группами. Координация и средства коммуникации между бригадами — необходимое условие успеха.
Целевая организационная структура управления представляет собой комбинацию нескольких видов оргструктур [14]. Целевая структура — это временное построение подчиненности подразделений и отдельных сотрудников, ориентированное на решение конкретной проблемы. Целевое управление используется предприятием при возникновении ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом и выпадающих из традиционного режима функционирования. Это могут быть аварийные ситуации, разработка новых видов продукции, преодоление кризиса, выход на новые рынки сбыта.
Целевое управление реализуется в рамках основной системы управления. При этом выделяется специальный набор мероприятий, составляющих единый целевой комплекс, строится особая временная подчиненность подразделений и отдельных сотрудников.
В нашей стране целевые, проектные и матричные структуры были особенно эффективны там, где наряду с новыми формами внедрялись и новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий, что повышало их заинтересованность в достижении целей программ и проектов [14]. Гибкие оргструктуры не приносят результатов, если без изменения остаются действовавшие раньше системы планирования, контроля, распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию.
Итак, может быть использован каждый из рассмотренных типов оргструктур. Чтобы выбрать рациональный тип оргструктуры управления, в табл. 2.3. приведена предпочтительная характеристика базовых категорий системы управления, определяющих область применения той или иной оргструктуры управления.
Таблица 2.3.
Соотносительные характеристики базовых категорий организации
Тип организационной структуры управления | Окружающая среда | Цель | Ресурсы | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Линейно-функциональный |
Стабильная |
Стабильная |
Стабильные |
Постоянно |
Линейно-штабный |
Стабильная |
Малоизменчивая |
Малоизменчивые |
Постоянно |
Дивизиональный |
Стабильная |
Малоизменчивая, крупномасштабная |
Малоизменчивые |
Постоянно |
Продолжение табл. 2.3.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Проектный |
Изменчивая |
Изменчивая |
Изменчивые, многоцелевые |
Ограниченное достижением цели |
Матричный |
Изменчивая |
Изменчивая, многоцелевая |
Изменчивые, многоцелевые |
Ограниченное достижением цели |
Бригадный |
Изменчивая |
Изменчивая, многоцелевая |
Изменчивые, многоцелевые |
По мере достижения цели |
Целевой |
Стабильная, изменчивая |
Стабильная, изменчивая |
Стабильные, изменчивые |
По мере достижения цели |