рефераты по менеджменту

Формы власти и влияния и особенности их реализации в современных условиях

Страница
7

Наша принадлежность к той или иной большой группе диктует нашу социаль­ную роль и связанные с ней социальные ожидания — комплекс свойств и характе­ристик, которые автоматически атрибутируются обществом каждой социальной роли в соответствии с существующими нормами и традициями, шаблонами социального поведения. Представьте себе "учительницу средней школы", "нового русского", "кол­хозника-тракториста", "строителя первых пятилеток", "боевого старшину", "англий­ского лорда", "американского бизнесмена", "учащегося ПТУ" — не правда ли, мыс­ленно сразу же создается довольно законченный портрет: внешность, одежда, мане­ры, походка, лексика, черты характера и даже интонация — работает система соци­альных ожиданий, автоматически настраивающая нас на определенные стереотипы восприятия и поведения.

Принадлежность к группе порождает феномен группового фаворитизма, выражающийся в групповом патриотизме и повышенной критичности к другим груп­пам — делении людей на "наших" и "ваших", когда все, что делается "нашими", счи­тается по определению более правильным, чем то, что делается "вашими", а лозунги типа "наших бьют" являются наиболее сильными стимулами для действия, причем не предполагающими никакого анализа того, кто прав, а кто виноват.

Потеря принадлежности к "своей" большой группе без быстрого вхождения в другую оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение ста­бильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя "потерянным", а часто и потерявшим смысл жизни. Такой процесс социальной де­градации называется маргинализацией от латинского marginalis — крайний, нахо­дящийся на краю. Вместе с потерей привычной социальной роли маргиналы теряют систему моральных и этических ценностей, стереотипы группового поведения, дей­ствительно оказываются выброшенными за борт привычной жизни.

В нашей стране маргинализация последнего времени приобрела колоссаль­ный размах и неожиданные очертания. За чертой бедности и уважения вдруг оказа­лись многие из тех, кто составлял недавно едва ли не цвет нации. Среди них, напри­мер, ученые, преподаватели, врачи, в особенности старшего возраста, не умеющие и не желающие торговать "Сникерсом".

Фактором консолидации больших групп являются групповые интересы — та база, на основании которой политики, например, позиционируют себя и свои усилия в рамках определенных интересов.

Влияние коммуникативного стиля руководителя на эффективность взаимодействия

Понятие коммуникативного стиля, или стиля межличностного общения, обозначает привычные, устойчивые способы поведения, при­сущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими Людьми. Из приведенного определения видно, что данное понятие обращает наше внимание, во-первых, на индивидуальные различия в поведении людей, следова­тельно, подчеркивает момент несходства, своеобразия, во-вторых, указывает на устойчивость данного способа поведения, перенос его человеком из ситуации в ситуацию, наконец в-третьих, акцент делает­ся на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умение рас­познавать стиль партнера по общению — важные характеристики коммуникативной компетентности руководителя.

От чего зависит устойчивость стереотипов поведения человека и что лежит в основе различия индивидуальных схем? Кратким ответом на этот вопрос будет такой: во-первых, особенность концепции и,

во-вторых, требования культурной среды. Более глубокий ответ нуж­но искать в области исследования структур личности, в частности, в формировании механизмов психологических защит. Согласно нео­фрейдистам, защитные механизмы осуществляют регуляцию поведе­ния таким образом, что они помимо сознания человека предопреде­ляют весь его последующий стиль жизни.

Большинство исследователей стилей деятельности и общения раз­деляют следующие методологические установки:

1) стиль представляет собой проявление целостности индивиду­альности;

2) стиль связан с определенной направленностью и системой цен­ностей личности;

3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивиду­альности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.

Варианты коммуникативного стиля поведения участников малой группы

К анализу стилей общения обращались многие выдающиеся пси­хологи. Рассмотрю идеи одного из них.

Стили поведения в межличностных отно­шениях, лишь намеченные в концепции А.Адлера, получили специ­альное и глубокое исследование и развитие в работах немецкого пси­холога Карен Хорни. Основной тезис ее подхода заключается в сле­дующем: в целях достижения чувства безопасности в окружающем мире, снижения тревоги человек прибегает к разным защитным стра­тегиям. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориен­тация в отношениях с другими людьми. Хорни описала три таких ориентации:

1. Ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип предпола­гает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависи­мость, нерешительность, беспомощность. Человеку с уступчивым ти­пом необходимо, чтобы в нем нуждались, любили и защищали его, руководили им. Подобные люди завязывают отношения с целью избе­жать чувства одиночества, беспомощности или ненужности, однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно.

2. Ориентация от людей, или обособленный тип. Для этого типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате его пред­ставители утрачивают истинную заинтересованность в людях, привы­кают к поверхностным наслаждениям. Для данного стиля характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

3. Ориентация против людей, или враждебный тип. Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуата­ции. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, все направлено на повышение собственного прести­жа, статуса или на удовлетворение личных амбиций.

Выработка стратегии межличностного поведения, отношения руководителя к участникам малой группы

В этом разделе речь пойдет о наиболее распространенных страте­гиях межличностного взаимодействия, о продуктивном и непродук­тивном стиле общения.

В основу различения типичных стратегий контакта может быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценности — отношений к другому как к средству».

Первый полюс конституирует отношение к партнеру как к ценно­сти. В этом отношении можно выделить моральную и психологичес­кую стороны. Моральная сторона состоит в признании другого чело­века в качестве свободного, ответственного, имеющего право быть таким, каков он есть. Психологическая сторона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, к совмест­ному решению возникающих проблем, в готовности понять другого, умении децентрироваться» видеть человека во всей его многосложно­сти, уникальности, изменчивости. В поведенческом плане — это ус­тановка на диалог и сотрудничество.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту