Наша принадлежность к той или иной большой группе диктует нашу социальную роль и связанные с ней социальные ожидания — комплекс свойств и характеристик, которые автоматически атрибутируются обществом каждой социальной роли в соответствии с существующими нормами и традициями, шаблонами социального поведения. Представьте себе "учительницу средней школы", "нового русского", "колхозника-тракториста", "строителя первых пятилеток", "боевого старшину", "английского лорда", "американского бизнесмена", "учащегося ПТУ" — не правда ли, мысленно сразу же создается довольно законченный портрет: внешность, одежда, манеры, походка, лексика, черты характера и даже интонация — работает система социальных ожиданий, автоматически настраивающая нас на определенные стереотипы восприятия и поведения.
Принадлежность к группе порождает феномен группового фаворитизма, выражающийся в групповом патриотизме и повышенной критичности к другим группам — делении людей на "наших" и "ваших", когда все, что делается "нашими", считается по определению более правильным, чем то, что делается "вашими", а лозунги типа "наших бьют" являются наиболее сильными стимулами для действия, причем не предполагающими никакого анализа того, кто прав, а кто виноват.
Потеря принадлежности к "своей" большой группе без быстрого вхождения в другую оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение стабильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя "потерянным", а часто и потерявшим смысл жизни. Такой процесс социальной деградации называется маргинализацией от латинского marginalis — крайний, находящийся на краю. Вместе с потерей привычной социальной роли маргиналы теряют систему моральных и этических ценностей, стереотипы группового поведения, действительно оказываются выброшенными за борт привычной жизни.
В нашей стране маргинализация последнего времени приобрела колоссальный размах и неожиданные очертания. За чертой бедности и уважения вдруг оказались многие из тех, кто составлял недавно едва ли не цвет нации. Среди них, например, ученые, преподаватели, врачи, в особенности старшего возраста, не умеющие и не желающие торговать "Сникерсом".
Фактором консолидации больших групп являются групповые интересы — та база, на основании которой политики, например, позиционируют себя и свои усилия в рамках определенных интересов.
Понятие коммуникативного стиля, или стиля межличностного общения, обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими Людьми. Из приведенного определения видно, что данное понятие обращает наше внимание, во-первых, на индивидуальные различия в поведении людей, следовательно, подчеркивает момент несходства, своеобразия, во-вторых, указывает на устойчивость данного способа поведения, перенос его человеком из ситуации в ситуацию, наконец в-третьих, акцент делается на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.
Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по общению — важные характеристики коммуникативной компетентности руководителя.
От чего зависит устойчивость стереотипов поведения человека и что лежит в основе различия индивидуальных схем? Кратким ответом на этот вопрос будет такой: во-первых, особенность концепции и,
во-вторых, требования культурной среды. Более глубокий ответ нужно искать в области исследования структур личности, в частности, в формировании механизмов психологических защит. Согласно неофрейдистам, защитные механизмы осуществляют регуляцию поведения таким образом, что они помимо сознания человека предопределяют весь его последующий стиль жизни.
Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют следующие методологические установки:
1) стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности;
2) стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности;
3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.
К анализу стилей общения обращались многие выдающиеся психологи. Рассмотрю идеи одного из них.
Стили поведения в межличностных отношениях, лишь намеченные в концепции А.Адлера, получили специальное и глубокое исследование и развитие в работах немецкого психолога Карен Хорни. Основной тезис ее подхода заключается в следующем: в целях достижения чувства безопасности в окружающем мире, снижения тревоги человек прибегает к разным защитным стратегиям. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми. Хорни описала три таких ориентации:
1. Ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку с уступчивым типом необходимо, чтобы в нем нуждались, любили и защищали его, руководили им. Подобные люди завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности, однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно.
2. Ориентация от людей, или обособленный тип. Для этого типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате его представители утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям. Для данного стиля характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
3. Ориентация против людей, или враждебный тип. Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, все направлено на повышение собственного престижа, статуса или на удовлетворение личных амбиций.
В этом разделе речь пойдет о наиболее распространенных стратегиях межличностного взаимодействия, о продуктивном и непродуктивном стиле общения.
В основу различения типичных стратегий контакта может быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценности — отношений к другому как к средству».
Первый полюс конституирует отношение к партнеру как к ценности. В этом отношении можно выделить моральную и психологическую стороны. Моральная сторона состоит в признании другого человека в качестве свободного, ответственного, имеющего право быть таким, каков он есть. Психологическая сторона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, к совместному решению возникающих проблем, в готовности понять другого, умении децентрироваться» видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. В поведенческом плане — это установка на диалог и сотрудничество.