2) внимательный учет мнения членов и особенно лидеров неформальных групп, поощрение тех из них, которые помогают достижению целей группы. Необходимо всячески избегать противостояния руководителя и неформальных лидеров групп;
3) постоянный учет влияния принимаемых решений на неформальные группы и недопущение негативных последствий такого влияния;
4) обязательное включение в процесс принятия важных решений членов неформальной группы, и в первую очередь ее лидера. Это устраняет или ослабляет сопротивление таких групп принятым решениям;
5) систематическое обеспечение участников неформальных групп достоверной информацией. Это минимизирует возможности распространения различного рода слухов и появления деструктивного для членов участников группы в целом поведения.
Развитая, работоспособная рабочая группа не может быть лишь формальной или неформальной. Некоторые авторы, отражая динамику становления рабочих групп, различают плановую единицу и рабочую группу. Первая становится рабочей группой лишь в результате включения людей в процессы выполнения производственных заданий и развития коммуникаций, благодаря приобретению определенной степени сплоченности (спаянности).
Для эффективности деятельности рабочей группы в целом необходимо оптимальное сочетание в ней формальной и неформальной структур и групп при ведущей роли первой из них, а также развитость, зрелость неформальной структуры, которая выражается прежде всего в групповой сплоченности. Именно сплоченность превращает группу из простой суммы ее отдельных членов в качественно новый коллективный субъект, обладающий более высокими возможностями в реализации целей группы.
Конституирование рабочей группы и ее влияние на своих членов и на организацию в целом прямо зависят от ее сплоченности. Сплоченность характеризуется привлекательностью группы для каждого ее члена, желанием оставаться в ее составе, а также развитостью сотрудничества и групповых коммуникаций на основе принципов солидарности, взаимной поддержки. Максимальная удовлетворенность пребыванием работника в группе и эффективность совместных групп обычно наблюдаются в высоко сплоченных группах с интенсивными коммуникациями.
Ряд исследователей, отмечая превосходство высоко сплоченных групп в кооперативности, демократичности, ангажированности поведения их членов, достижении индивидуальных и групповых целей и общей удовлетворенности трудом и пребыванием в коллективе, вместе с тем указывают на склонность таких коллективов к групповому мышлению.
Симптомами такого мышления и группового давления в целом, как утверждает И. Л. Янис, являются:
а иллюзия неуязвимости группы. Члены группы склонны к переоценке правильности своих действий и нередко с восторгом воспринимают рискованные решения;
безграничная вера в моральную правоту групповых действий.
Члены группы убеждены в нравственной безупречности своего коллективного поведения и в ненужности критических оценок со стороны посторонних. Эта склонность группового мышления очень созвучна лозунгу «коллектив всегда прав», который был широко распространен в нашей стране еще совсем недавно;
отсеивание неприятной или неугодной информации. Не согласующиеся с групповыми взглядами сведения часто не принимаются во внимание, а предостережения не учитываются. Следствием этого является игнорирование необходимых изменений в позициях;
негативная стереотипизация посторонних. Цели, мнения и достижения внешних конкурентов в группы тенденциозно трактуются как слабые, глупые, враждебные и т. п.;
самоцензура. Отдельные члены группы из-за опасений нарушения групповой гармонии воздерживаются от высказывания альтернативных точек зрения и выражения собственных интересов;
иллюзия постоянного единодушия. Из-за самоцензуры и восприятия молчания как «знака согласия» при решении проблем слишком быстро, без необходимого всестороннего обсуждения достигается внешний консенсус;
социальное давление на несогласных. Требование конформистского поведения, как правило, приводит к нетерпимости по отношению к критическим, нелояльным с точки зрения группы высказываниям и действиям, к тому, что их авторам просто «затыкают рот».
ограничение или урезание возможностей участия в формировании коллективного мнения. Отдельные члены группы стремятся не давать возможности участвовать в делах группы не принадлежащим к ней людям, поскольку опасаются, что это (в том числе идущая от них информация) нарушит групповое единодушие.
Конечно, все эти симптомы группового мышления и соответственно группового давления проявляются далеко не всегда и вовсе не являются обязательными. Однако руководитель должен знать подобные опасности и предотвращать их. Ему следует также учитывать такие формы группового давления, как различного рода неформальные санкции со стороны большинства членов группы по отношению к нарушителям групповых норм, «предателям», «штрейкбрехерам» и т. п., особенно из числа «новичков». Такие санкции могут привести к острым конфликтам.
Спектр группового влияния на поведение отдельных работников достаточно широк. Группы оказывают разностороннее давление на своих членов в вопросах соблюдения групповых стандартов в области поведения, производительности, отношения к руководству, сверхурочным работам и т.п. Во многих ситуациях сила воздействия группы на отдельного работника превышает угрозу санкций со стороны руководителя или неформального лидера группы и даже превосходит зависимость от ритма, задаваемого техникой, поскольку повседневное моральное воздействие (осуждение, презрение, остракизм, отказ в защите или психологической разрядке и т.п.), а иногда и другие санкции, налагаемые группой, переносятся человеком тяжелее, чем административные и иные меры, принимаемые руководством. Влияние группы на поведение отдельных работников может как повышать, так и существенно снижать эффективность группы.
Влияние на развитие совместной деятельности принадлежности его участников определенным социальным группам общества
Каждый из нас участвует в жизни не только малых, но и больших групп — общностей людей, сложившихся в результате исторического развития — наций и классов, профессиональных и половозрастных групп. Во всех них, в отличие от малых групп, существуют специфические регуляторы общественного поведения — традиции, обычаи и нравы, во многом задающие образ жизни большой группы, особые, свойственные ей, ценности, структуру внутригрупповых отношений, формы общения. Большая группа обладает собственной культурой, образом мыслей и образцами поведения, специфической системой социальных представлений и собственным пониманием картины мира — менталитетом, дающим возможность говорить о существовании различных типов национального или социального характера и психологии. Именно отсюда получили распространение, например, такие штампы как "английский консерватизм", "французская галантность", "немецкая страсть к порядку", "итальянская вспыльчивость" и т. д.