рефераты по менеджменту

Формы власти и влияния и особенности их реализации в современных условиях

Страница
4

Иногда бывает так, что один человек выполняет функции и руководителя и лидера. Однако гораздо чаще — это разные люди, обладающие не только разными функциями, но и совершенно разными способностями. Поэтому попытки заменить не справляющегося руководителя неформальным лидером очень часто не дают по­ложительных результатов.

Нередко наличие в официальной группе неформального лидера представляет проблему для руководителя. Грамотный руководитель, нежелающий возникновения проблем в группе, должен уметь работать с лидером и, во всяком случае, не может игнорировать его существование. Это верно по отношению к любому уровню группы и лидера, например, пользующийся авторитетом одноклассников второгодник впол­не может спутать все карты неопытному классному руководителю.

Если формальный лидер ПОЛУЧАЕТ делегированные ему полномочия и, в прин­ципе, может определенное время не заботиться об их развитии, то неформальный лидер ЗАВОЕВЫВАЕТ признание группы и удерживает его ровно до тех пор, пока сохраняет свой авторитет. Если группа убедится в его слабости (конечно, не только и не столько физической), он мгновенно потеряет свои позиции. В принципе, это дол­жен знать даже каждый приличный туринструктор, понимающий, что если он ведет достаточно многочисленную группу, в ней обязательно образуется одна или несколько неформальных групп со своими лидерами.

Более того, коль скоро образование таких групп является закономерным про­цессом, значит, оно необходимо, и нужно не только признать их существование, но и понимать, что уничтожение таких групп может привести к серьезным проблемам. Следовательно, руководитель должен не воевать с ними, не угрожать им, а нормаль­но работать и — если он компетентен — сотрудничать. Хороший руководитель впол­не может даже прогнозировать динамические процессы в неформальных группах, реально способствовать или препятствовать выдвижению определенных членов в позиции лидеров и т.д.

Такая работа должна быть направлена на снижение негативного влияния не­формальной группы и включать в себя нахождение точек соприкосновения, общно­сти между целями и ценностями формальной и неформальной групп, оперативность и открытость информации во избежание ее неверной и негативной трактовки и обид, обеспечение участия неформальной группы в принятии решений, учет ее возможной реакции на принятое решение.

Руководитель является носителем важнейших ценностей группы. Различают лидеров харизматических (этимологически "харизма" — божественная благодать, ниспос­ланная человеку свыше, в политической практике — не вполне определенная притя­гательность), т.е. обладающих суммой психологических качеств, заставляющих лю­дей следовать за ним; и лидеров ситуативных, превосходящих остальных членов группы возможностями в определенной конкретной ситуации, в которой они и зани­мают позицию лидера.

Кроме того, ведущие различаются по стилю управления группой — авторитарному (директивному), демократическому (коллегиальному) или по­пустительскому (либеральному). Авторитарный руководитель, как правило, ассо­циируется с образом классического советского высокопоставленного чиновника — общается с членами группы сухо и формально, в основном при помощи приказов и угроз, решения принимает единолично. Руководитель-демократ избирает форму не приказов, а пред­ложений, высказанных товарищеским тоном, информирует членов группы по макси­мально широкому кругу вопросов, советуясь с ними относительно принятия реше­ний, вообще предпочитает "играть в команде". При попустительском стиле руково­дитель пускает дела на самотек, практически самоустраняясь от управления и де­монстрируя этим свою некомпетентность. Понятно, что, как правило, наиболее про­дуктивный стиль — демократический, но он предъявляет к лидеру больше всего тре­бований, соответствовать которым способен отнюдь не каждый.

От лидера во многом зависит принятая в группе (организации) модель комму­никации. Таких моделей существует довольно много, и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Наилучшими иллюстрациями самых распространен­ных являются, пожалуй, три:

колесо.

круг.

все каналы.

При кажущемся очевидным преимуществе использования всех каналов ком­муникации, эта модель не во всех ситуациях дает возможность быстрого принятия и организованного выполнения решений, хотя в случае столкновения со сложными за­дачами обеспечивает лучшее качество их анализа. "Круг" является наименее опера­тивным и организованным, "колесо" дает хорошие результаты при том обязатель­ном условии, что человек, находящийся в центре, в прямом смысле слова — "на своем месте".

Структура лидерства в большинстве случаев диктует способ принятия груп­пового решения — одного из важнейших процессов для любой группы. Эти решения могут приниматься единолично лидером, всеми членами группы путем, например, простого голосования, всей группой или ее частью в ходе групповой группы (на­пример, совещания) и т.д.

Один из способов принятия группового решения — т.н. "мозговая атака" (брейнсторминг). Суть его состоит в том, что решение принимается в ходе группы, на первом этапе которой (когда исключается любая критика) "генераторы идей" пытаются предложить максимум вариантов решения обсуждаемой проблемы, пусть даже часть из них кажется совершенно фантастическими и неаргументированными. На втором этапе начинается критическое обсуждение предложенных идей, невыпол­нимые варианты отбрасываются, и группа получает некоторый набор возможных решений, среди которых попадаются неожиданные и оригинальные, которые при другом методе, всего вероятнее, не пришли бы в голову.

При принятии группового решения следует иметь в виду действие феномена, получившего название "сдвига к риску". В большинстве случаев группа принимает наиболее корректное, "усредненное" решение. Если же обсуждается проблема, ва­рианты решения которой чреваты определенным риском, она склоняется не к сред­нему арифметическому индивидуальных решений, но предпочитает более риско­ванный путь, чем выбрало бы большинство участников обсуждения, если бы им при­шлось принимать решение самостоятельно. Даже авторитарный, но грамотный ру­ководитель, которому необходимо провести в жизнь рискованное решение, пойдет на его коллективное обсуждение, чем обеспечит поддержку варианта, который в про­тивном случае группой принят бы не был.

Особенности проявления лидерства

Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, так как он не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту