Второй полюс характеризуется отношением к партнеру как к средству, объекту, орудию достижения своих целей: нужен — привлечь, не нужен — отодвинуть, мешает убрать. Подобная установка базируется на обесценивании человека, на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства собственной исключительности. В психологическом плане эта позиция проявляется в эгоцентризме — непонимании другого, отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в упрощенном, одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В поведенческом плане — это опора на однонаправленность воздействия, его монологичность с использованием стандартных, привычных, автоматических приемов.
Большинство случаев взаимодействия руководителя и участников группы не находится ни на одном из описанных полюсов. В чистом виде объектное отношение встречается нечасто, поскольку, во-первых, вызывает моральное осуждение со стороны окружающих, и во-вторых, часто тёхнологически невыполнимо, так как приходится считаться с сопротивлением адресата воздействия, отстаивающего свое право на субъективность.
Обозначенные полюсы в своем переплетении создают силовое поле противоположно направленных тенденций. Каждый человек оказывается перед проблемой выбора своей собственной позиции, своего участка на оси. Для описания взаимопереходов между полюсами психологи предлагают выделить несколько уровней, каждый из которых соответствует определенной стратегии межличностного взаимодействия.
1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Стереотипное представление о другом, открытое без маскировки императивное воздействие — от насилия, подавления, господства до внушения, приказа с использованием грубого простого принуждения.
2. Манипуляция. Возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удается, а полностью подавить пет возможности. При этом сохраняется тенденция к игнорированию его интересов и намерений, однако стремление добиться своего происходит с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия — провокация, обман, интрига, намек,
3. Соперничество. Партнер представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться, но основная задача — переиграть его. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.
Заключение
По результатам работы можно сделать следующие выводы.
Роль и функции руководителя вытекают из общего характера деятельности малой группы и изначально поставленных целей её организации.
Наиболее эффективной является такая работа руководителя, при которой взаимодействие поддерживается на уровне, предполагающем достижения поставленной цели с наименьшими моральными издержками членов группы и получением или удовлетворения от проведенной работы.
Руководитель должен использовать следующие два типа коммуникаций и стилей поведения в процессе организации работы малой группы.
1. Отношение к другому как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отношения равноправные, но осторожные, основанные на согласовании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством оказания давления.
2. Содружество (соучастие). Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению в совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент воздействия уже не договор, а согласие (консенсус).
Лишь эти две установки могут быть отнесены к продуктивному стилю взаимодействия, который понимается как плодотворный контакт в межличностном взаимодействии, способствующий установлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности.
Продуктивный стиль не существует между людьми изначально, он устанавливается, требуя от участников коммуникации значительных психологических и энергетических затрат. К сожалению, люди часто не могут приспособиться друг к другу, прийти к согласию, преодолеть психологические барьеры, установить доверительные отношения. Иногда, достигнув доверия на первых этапах развития отношений, они не способны сохранить его.
Обобщая исследования зарубежных и отечественных психологов, можно выделить несколько основных критериев продуктивности стиля межличностного взаимодействия:
1) характер активности в позициях: в продуктивном — руководитель и члены группы как соучастники деятельности занимают активную позицию (партнер рядом с партнером); в непродуктивном — имеет место активная позиция руководителя партнера и пассивная позиция подчинения — ведомого (партнер над партнером);
2) характер выдвигаемых целей: в продуктивном — партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном — руководитель сообщает только о ближайших целях, не обсуждая их с членами группы;
3) характер ответственности: в продуктивном — за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном — всю ответственность несет руководитель;
4) характер отношений, возникающих между партнерами: в продуктивном — доброжелательность и доверие; в непродуктивном — агрессия, обида, раздражение.