По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф. Котлера маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Процесс обмена требует работы: это поиск покупателей, выявления их нужды, проектирование соответствующих товаров, продвижение их на рынок, складирование, перевозка, ценообразование, организация сервиса, рекламирование.
Роль маркетинга в экономике – повышение ее торгово-операционной эффективности. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной обстановки, но и самому изменять параметры окружающей среды, обеспечивая выход на рынок, расширение рынка, обеспечение безопасности рынка.
Маркетинг требует управления. Под управлением маркетингом понимают анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объемов сбыта, увеличение доли рынка. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей, т.е. управление маркетингом – это управление спросом. Сохранять свой круг потребителей и приобретать новых превращается в главную потребность рыночной деятельности.
Цели маркетинга: максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.
Управляющие маркетинга – это должностные лица фирмы, занимающиеся исследованием маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы и стимулирования сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.
В настоящее время на ООО «Пять звезд» отсутствует отдел маркетинга и рекламы, непосредственно рекламой занимается директор, что не входит в его основные обязанности. Этот факт является недостатком функционирования предприятия, т.к. в современном мире конкурентная борьба на рынках сбыта товаров и услуг становится все более жесткой.
В целом, ООО «Пять звезд» проводит достаточно пассивную рекламную политику. Например, выпускаются имиджевые ролики на телевидении «ГТРК-Удмуртия», на радио «Авторадио» и «Адам», на улицах время от времени располагаются рекламные щиты, реклама в прессе. Такой пробел в маркетинговой компании возмещает только качество предоставляемых услуг. В 2006 г. общая сумма коммерческих расходов достаточно низкая – 115,7 тыс. рублей в год, что составляет 0,23% от суммы выручки. Это объясняется применением в основном политики скидок и отсутствием целенаправленной рекламной работы.
В 2007 г., на текущий момент средства, выделяемые на рекламу, значительно увеличились. Для рекламы дискотеки ведется целенаправленная реклама на «Авторадио». На предприятиях, с которым сотрудничает ООО «Пять звезд», в качестве поощрения распространяются бесплатные билеты на дискотеку «Вавилон», в определенное время посетители могут прийти на дискотеку бесплатно. Данные мероприятия значительно увеличивают известность дискотеки в городе, среди молодежи города дискотека пользуется популярностью за счет специально подобранного для данной возрастной группы репертуара. За счет рекламы дискотеки узнаваемость торговой марки ресторана среди населения города Ижевска значительно выросла.
В дальнейшем, для увеличения числа клиентов необходима разработка единой маркетинговой стратегии и рекламной компании. Это позволит хозяйственным звеньям получить стратегическое обоснование своих действий, т.е. выяснить и оценить перспективы своей работы на определенный и длительный период.
Для анализа динамики экономических показателей работыООО «Пять звезд», воспользуемся данными, которые приведены в таблице 3.
Как видим из приведенных данных, за анализируемый период практически все показатели деятельности предприятия улучшились. ООО «Пять звезд» наращивало объемы реализации продукции.
В 2006 г. по сравнению с 2005 г. выручка увеличилась на 2579 тыс. руб. или на 7,7%; в 2007 г. по сравнению с 2006 г. – на 13296,6 тыс. руб. (т.е. на 36,7%). Это связано с расширением рынка сбыта услуг 9большим числом проведения корпоративных вечеров и подобных услуг), с налаживанием более тесных и продуктивных связей как со старыми партнерами, так и с привлечением новых.
Затраты на 1 руб. выручки имеют высокий уровень. В 2005-2006 гг. их уровень составил 0,92 руб. на 1 руб. выручки, а в 2007 г. – 0,87 руб., т.е. наблюдается снижение уровня затрат на 0,05 руб. или 5,1%.
Наряду с увеличением реализованной продукции и услуг, увеличивалась также их себестоимость. В 2006 г. по сравнению с 2005 г себестоимость выросла на 2476 тыс. руб. или на 8,0%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. соответственно – на 9907,3 тыс. руб. или на 29,7%. Темп роста себестоимости ниже темпа роста выручки, что положительно сказывается на уровне прибыли и рентабельности предприятия.
Таблица 3
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Пять звезд» за 2005-2007 гг
(тыс. руб.)
Показатели | Ед. изм. | Сумма | Темп роста, % | Отклонение в сумме (+/-) | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2006 к 2005 | 2007 к 2006 | 2006 к 2005 | 2007 к 2006 | ||
1. Выручка от реализации товаров и услуг (без НДС) |
тыс. руб. |
33646 |
36225 |
49521,6 |
107,7 |
136,7 |
+2579 |
+13296,6 |
2.Себестоимость реализованной продукции и услуг |
тыс. руб. |
30848,4 |
33324,4 |
43231,7 |
108,0 |
129,7 |
+2476 |
+9907,3 |
3. Затраты на 1 руб. выручки |
% |
91,7 |
92,0 |
87,3 |
100,3 |
94,9 |
+0,03 |
-4,7 |
4. Прибыль / убыток от реализации |
тыс. руб. |
2309,8 |
2254,8 |
5273,1 |
97,6 |
233,9 |
-55 |
+3018,3 |
5. Рентабельность продаж |
% |
6,9 |
6,2 |
10,7 |
--- |
--- |
-0,7 |
+4,5 |
6. Чистая прибыль |
тыс. руб. |
1855,5 |
1403,4 |
3485,8 |
75,6 |
248,4 |
-452,1 |
+2082,4 |
7. Рентабельность деятельности |
% |
5,5 |
3,9 |
7,0 |
--- |
--- |
-1,6 |
+3,1 |
8. Средняя стоимость основных фондов |
тыс. руб. |
3956,8 |
4952,3 |
5705,3 |
125,2 |
115,2 |
+995,5 |
+753,0 |
9. Фондоотдача |
% |
8,5 |
7,21 |
8,68 |
84,8 |
120,4 |
-1,29 |
+1,47 |
10. Фондоемкость |
% |
0,12 |
0,14 |
0,12 |
116,7 |
85,7 |
+0,02 |
-0,02 |
11. Средняя стоимость оборотных активов |
тыс. руб. |
2304,6 |
3287,1 |
4911,7 |
142,6 |
149,4 |
+982,5 |
+1624,6 |
12. Отдача оборотных средств |
% |
14,6 |
11,02 |
10,08 |
75,5 |
91,5 |
-3,58 |
-0,94 |
13. Среднегодовая численность работников |
чел. |
17 |
18 |
20 |
105,9 |
111,1 |
+1 |
+2 |
14. Производительность труда |
тыс. руб. / чел. |
1979,18 |
2012,5 |
2475,63 |
101,7 |
123,0 |
+33,32 |
+463,13 |