Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику ее приспособлений к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов:
· Емкость рынка;
· Легкость доступа на рынок;
· Вид производимого товара;
· Однородность рынка;
· Конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
· Возможность технических новшеств в отрасли.
Управление конкурентоспособностью в наше динамичное время представляет сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь только сухими заученными формулами. Руководить должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Поэтому крайне важно уделять внимание на управление конкурентоспособностью. В процессе управления конкурентоспособностью применяют различные методы управления конкурентоспособностью.
Методы конкурентной борьбы:
· Ценовой метод – основан на том, что в условиях рынка, насыщенного одинаковыми товарами, в конкурентной борьбе побеждает тот, кто первым снизит цены.
Этот метод не является достаточно эффективным, т.к. конкуренты очень быстро реагируют на снижении цен и сами поступают таким же образом, а снижать цены до бесконечности не выгодно. Кроме того, российские покупатели считают, что данный товар не соответствует качеству.
· Неценовой метод конкурентной борьбы выдвигает на первый план более высокий, чем у других конкурентов, уровень качества товаров, экологическую чистоту, безвредность, надежность, более длительный срок службы, более современный дизайн, более высокий уровень сервиса и все это при неизменных ценах.
В соответствии с Парижской конвенцией, актами недобросовестной конкуренцией (незаконной) является всякое действие, противоречащие законам честного бизнеса, т.е.:
ü Промышленный шпионаж;
ü Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
ü Подделка товаров (фальсификация);
ü Маркировка товаров чужим товарным знаком;
ü Ложное утверждение, способное дескредетировать деятельность конкурента или его товар.
Любое предприятие не существует в вакууме, т.е. на него постоянно влияют различные факторы, субъекты, активные силы.
Все факторы можно подразделить на:
- факторы, неконтролируемые фирмой (природные явления, экономическая ситуация в стране, НТП). Их предприятие только учитывает в своей деятельности.
- контролируемые факторы (предприятие имеет возможность контролировать свои внутренние резервы и процессы, происходящие внутри предприятия).
Таблица 1. Структура внутренней среды организации.
В производственной среде организации анализируются:
ü Производственная структура;
ü Технология производства;
ü Выпускаемый продукт, его конкурентоспособность;
ü Сырье и материалы;
ü Оборудование;
ü Производственные кадры;
ü Методы производства.
В управленческой среде анализируются:
ü Структура управления (численность управленческого персонала и схема подчиненности);
ü Функции управления;
ü Процессы управления и управленческое решение;
ü Методы и стили управления;
ü Средства управления;
ü Коммуникация.
К экономическим результатам деятельности предприятия относятся:
ü Финансы предприятия;
ü Издержки производства;
ü Прибыль;
ü Рентабельность;
ü Валовой доход;
ü Объем продаж продукта.
Внешняя среда организации состоит из микро- и макросреды.
· Поставщики – это организации преобразований входов и выходов. Основные разновидности входов: материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих вход указанных ресурсов – это яркий пример прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.
· Потребители. Их значение для бизнеса очевидно – «потребитель – король на рынке».
· Конкуренты. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться на плаву.
· Законы и государственные органы. Каждая организация имеет свой правовой статус, является единоличным владельцем, самостоятельно ведет свои дела, знает какие налоги должна платить и соблюдает законы.
· Технология – технологические нововведения влияют на эффективность, с которой товар можно продавать; на скорость устаревания товара; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые товары ожидают потребителей от организации.
· Состояние экономики – влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
· Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует в одной культурной среде, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности, традиции, которые влияют на организацию.
· Политические факторы для руководителей предприятия представляют особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент – политические обстановки – это группы особых интересов.
· Международное окружение – управление международным бизнесом рассматривается на все сферы деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров и услуг, рабочей силы через национальные границы.
Внутренняя среда организации:
· Цели – желанный результат, который стремиться добиться коллектив.
· Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет эффективно достичь целей организации.
· Задача – предписание работы, которая должна быть выполнена определенным образом и в определенные сроки.
· Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, знаний, необходимых для осуществления преобразований, информации, людях.
· Люди – наиболее значимый элемент внутренней среды. Цели организации достигаются через труд людей.
Данные факторы влияют на организацию и реально отражаются на ее конкурентоспособности. Поэтому факторам, влияющим на конкурентоспособность организации необходимо уделять большое внимание.
Различают 4 основные роли, которые зависят от доли рынка.
Доля рынка – отношение объема реализации товаров данной организации к общему объему продаж этого товара на определенном рынке.
Роли на рынке:
1. Лидер на рынке – доля рынка 40% и более. Стратегия:
§ Заботиться о качестве производимой продукции;