После постановки целей необходимо планировать пути их достижения или задачи. Если проект культурной организации не связан напрямую с получением прибыли, он тем не менее требует определенных финансовых вливаний. Для того, чтобы заинтересовать потенциального партнера, могущего предоставить средства для воплощения проекта в жизнь, необходимо предоставить ему четко выстроенный план достижения поставленных целей.
Хотя бизнес-план должен объединять в себе более или менее общие задачи, на каком-то этапе потребуется их детализация и разбивка на какие-то конкретные действия. Процесс такой детализации можно представить в виде следующей схемы:
Описание новой продукции и анализ будущего рынка
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для реализации проекта, так любые технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка - одна из главных проблем реализации нового проекта, необходимая для того чтобы убедить инвестора или грантодателя в существовании сегментов рынка для новой продукции организации культуры. Отчасти эта работа облегчается тем, что приступая к разработке проекта, руководитель анализировал сегменты рынка, уже существующий продукт и его продвижение на рынке (см. Часть 1). Чаще всего эти два исследования удобнее проводить одновременно.
Если проект культурной организации исключительно коммерческий, то самые первые данные, которые необходимо получить в процессе исследования рынка, включают в себя ответ на вопрос: кто будет покупать новую услугу или товар, где ниша этого товара или услуги на рынке? В бизнес-плане необходимо подробно обсудить уже упоминавшиеся выше элементы маркетингового комплекса: цену, рекламу и продвижение продукции на культурном рынке и место ее распространения. Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и определить, кто, почему и сколько будет готов купить новую услугу или продукт в будущем. Поиск этих данных должен проходить поэтапно.
Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров или услуг, которые различные категории потенциальных потребителей - представители определенного региона или представители определенной социальной прослойки - могут купить за определенный срок. Величина эта, как уже упоминалось при оценке имеющихся ресурсов организации, зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных климатических. Однако, главное - это экономический фактор, то есть уровень доходов потенциальных клиентов, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.
Второй этап - оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую может захватить организация, и, соответственно, той максимальной суммы реализации, на которую она можете рассчитывать.
В итоге такого анализа, который называется маркетинговым исследованием, можно определить примерное количество потребителей новой продукции, на которое может рассчитывать организация культуры. Подготовка такого прогноза возможна с помощью различных методов. Для несложного проекта вполне возможно ограничиться экспертными прикидками, опирающимися на собственный профессиональный опыт руководителя проекта или опыт специалистов, которым можно заплатить за консультации.
Если уж обращаться за помощью к специалистам, было бы неплохо обсудить с ними и цену, по которой покупатели будут согласны покупать новую продукцию, не обращая внимания на предложения конкурентов и не отказываясь от покупки такого рода вообще. Если удастся сделать такую оценку, то можно сказать, что руководитель проекта выполнил свою программу - максимум в области исследования культурного рынка.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
* сколько работников какой квалификации, когда и где будут необходимы?
* каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал?
* как лучше использовать персонал в соответствии сего способностями?
* каких затрат потребуют запланированные кадровые меропиятия?
В последнее время в работе с персоналом стал преобладать предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале, необходимой для реализации проекта. Определение потребности в персонале - одно из важнейших условий бизнес-плана, позволяющее установить качественный и количественный состав персонала. Качественная потребность (то есть потребность в профессиях, специальностях, уровню квалификации) рассчитывается исходя из профессионального и квалификационного деления работ, необходимых для воплощения проекта в жизнь, требований к должностям или участкам работы, зафиксированным в описании проекта, штатного расписания организации культуры. Качественная потребность в специалистах и руководителях проекта может быть определена путем формулирования целей и стратегии проекта, а также путем сделанной ранее оценки человеческих ресурсов. Расчет качественной потребности по профессиям сопровождается одновременным расчетом количества необходимого персонала.
В этом параграфе бизнес-плана должно содержаться информация об объеме требуемых фондов, о том к каким срокам они будут нужны и как они будут использованы. Необходимо изложить устраивающие организацию условия и порядок получения средств, а также процент за кредит и долю участия в прибыли, если проект коммерческий.
Действия потенциального инвестора после того как он первый раз ознакомился с проектом организации культуры зависят от того как составлен бизнес-план. Если проект коммерческий, то инвесторы должны быть убеждены в том, что:
* возможность вложить деньги и получить высокую отдачу действительно реальна;
* организация культуры сможет эффективно реализовать свой проект, чтобы вернуть деньги;
Следующим положением бизнес-плана является решение вопроса о размере доли участия каждого из партнеров. Если организация культуры не располагает собственными средствами, то финансовое участие инвестора будет достаточно высоким. Однако, в этом случае уровень контроля над результатами проекта со стороны инвестора также будет достаточно большим, что не всегда оправдано в такой специфической области как культура. Здесь возможны разные пути выхода:
· привлечение в качестве партнеров максимально большего количества инвесторов и грантодателей;
· взятие на себя обязательств по созданию соответствующего имиджа инвестора (это особенно актуально для объектов национального культурного достояния);