4) Оценку приблизительных затраты на проведение обучения.
На основе предварительного анализа задач необходимо определить конкретные функции или элементы рабочего процесса, требующие улучшения или развития.
То, что Вы надеетесь достичь с помощью обучения, должно быть зафиксировано в сформулированных целях обучения. Причем эти цели должны быть четко и ясно сформулированы, так как только в этом случае можно оценить, будет ли обучение эффективным. (Сравните: «В конце обучения работник должен быть способен работать на вырубном прессе» и «В конце обучения работник должен производить детали, соответствующие стандартам качества, установленным для данного пресса (или, еще лучше — для данного процесса), сократив уровень возврата до 1%»).
Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей.
Выяснение целей обучения дает возможность ответить на следующие вопросы: когда и в течении какого периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить обучение? Где его лучше проводить? При этом не следует забывать о личностных характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать.
Определение форм обучения:
1) - сформулировать цели обучения для каждой задачи исходя из того, какое действие должно быть отработано, в каких условиях и в соответствии с какими стандартами;
2) - определить последовательность этапов обучения для каждой задачи;
3) - подготовить материалы для итогового тестирования: письменные тесты, контрольные упражнения и т.п.;
4) - определить исходные требования к обучающимся (знания, навыки, установки, которыми сотрудник должен обладать до начала обучения);
5) - определить последовательность целей обучения от простого к сложному;
6) - выбрать подходящие методы обучения: в аудитории с преподавателем, на рабочем месте, самостоятельно и т. п.
Хорошее обучение требует индивидуального подхода к каждому сотруднику. Приемы и методы обучения, используемые для выпускников школ и институтов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста. Например, многие руководящие работники, сами поощряющие инициативу выбора наиболее подходящего метода обучения, обнаруживают, что им самим очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов. Они действительно искренне верят, что обучение может происходить только на основе прослушивания лекций специалистов. И это будет происходить до тех пор, пока кто-то не откроет им глаза на то, что существуют намного более разнообразные и эффективные подходы к обучению.
Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на:
- методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы;
- методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей);
- методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов.
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников этой организации и в стенах Вашей организации.
Обучение вне рабочего места включает все виды обучения за пределами места работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
В табл. 18 представлены различные виды обучения, используемые организациями входе реализации систематической модели обучения.
Могут использоваться реальное технологическое оборудование в организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ.
Таблица 18 – Методы обучения
Обучение на рабочем месте |
Обучение вне рабочего места |
«Копирование» - работник прикрепляется к специалисту, учится, копируя действия этого человека. ( В старину это называли «отдать в подмастерье»). Наставничество – занятия менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы. Делегирование – передача сотрудниками четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговорённому кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчинённых в ходе выполнения работы. Метод усложняющих заданий – специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объёма задания и повышенной сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания. Ротация – работник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта. Обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. |
Деловые игры – коллективная игра (обычно с компьютером) включающая разбор учебного примера, в ходе которого участники игры получают роли в деловой игровой ситуации и рассматривают последствия принятых решений. Учебные ситуации – реальная или выдуманная управленческая ситуация с вопросами для анализа. При этом устраняются жёсткие рамки времени, которые сковывают мысль в производственной обстановке. Моделирование – воспроизведение реальных условий работы (например, использование тренажёров, макетов и др.). Тренинг сензитивности – участие в группе с целью повышения человеческой восприимчивости и улучшения умений взаимодействовать с другими. Проводится в присутствии психолога. Ролевые игры ( моделирование ролевого поведения ) – работник ставит себя на чьё-то место с целью получения практического опыта ( обычно в межличностном общении ) и получает подтверждения правильности своего поведения ( обычно через фильмы). |
Таблица 19 – Преимущества и недостатки методов обучения
Преимущества в обучения |
Недостатки в обучении |
Обучение на рабочем месте | |
Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации. |
Участники встречаются только с работниками этой же организации. |
Участники могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной необходимостью решить возникшие на работе проблемы. |
Участники могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной необходимостью решить возникшие на работе проблемы. |
Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а так же процедуры и/или методы выполнения работ. |
Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты. |
Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количества работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии. |
Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы, открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии менеджера. |
Обучение вне рабочего места | |
Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций. |
Вряд ли точно соответствует потребностям организации. . |
Участники могут быть отозваны простым уведомлением. |
Участники могут быть отозваны простым уведомлением. |
Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах вашей организации. |
Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть и не возвращена. |
Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен вне стен организации, а не внутри организации. |
Доступность и частота, обычно установлены внешней организацией. |
Может быть более экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении. |
Высокие затраты на привлечение. |
В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать какие-то вопросы. |
Социально-психологический климат. |