Кко = К кцн*n кцн + К кпк*n кпк + К птк*n птк , (15)
nко
nКО = n КЦН + n КПК + n ПТК,
где: nко - общее количество работников, обучившихся на курсах при предприятии.
3. Расчет результативности обучения работников на семинарах, тренингах, проводимых на предприятии.
Опрос слушателей проводят: на семинарах в подразделениях. Охват опроса -не менее 30 % количества слушателей группы.
На основании данных оценочного листа определяется средний балл оценки семинара (тренинга) слушателем:
Xc= ΣX (16)
Σ X5
Где ΣX - сумма баллов по всем вопросам оценочного листа;
Σ X5- количество вопросов в оценочном листе (приложение 2).
Общий средний балл по семинару (тренингу) (X со) определяется по формуле:
X со = ΣХс (17)
n
где ΣХс - сумма средних баллов по всем опросным листам
данного семинара;
n - количество опросных листов данного семинара.
Коэффициент результативности обучения на семинаре (тренинге) (Кс) определяется по формуле:
Kc= Хсо (18)
5
где 5 - максимальный балл оценки.
Общий коэффициент результативности обучения на семинаре (тренинге) определяется по формуле:
Ксо = К cl*nl + К с2*n2 + . + К cm*nm , (19)
nco
n со = nl + n2 + . + nm,
где: Kcl .Kcm - коэффициенты результативности каждого с 1 по "m" семинар (тренинг);
nl .nm - количество слушателей на каждом с 1 по "m" семинаре;
n со - общая сумма слушателей всех семинаров (тренингов).
4. Расчет результативности обучения работников вне предприятия
Работник, обучившийся и повысивший квалификацию вне предприятия, готовит отчет и проводит лекцию (семинар) в подразделении по теме обучения. По оценочным листам просчитываются средние баллы оценки мероприятия слушателем (Хвс) и руководителем подразделения (Хвр) по формулам:
Хвс = ΣХ с (20)
5
Хвр = ΣХр (21)
5
где: Хс - сумма баллов по всем вопросам оценочного листа слушателя;
Хр - сумма баллов по всем вопросам оценочного листа руководителя;
5 - количество вопросов по оценочному листу
Общий средний балл по мероприятию определяется по формуле:
Хво = (Хвс + Хвр) (22)
2
Коэффициент результативности обучения работника вне предприятия определяется по формуле:
Кв = Хво (23)
5
где: 5 - максимальный балл оценки.
Общий коэффициент результативности обучения работников вне предприятия (Кво) определяется по формуле:
Кво = ΣКв, (24)
Nвo
где ΣКв - сумма коэффициентов результативности каждого n слушателя, обучившегося вне предприятия;
nво - общее количество обученных вне предприятия.
5.Расчет коэффициента охвата обучения работников по организации Коэффициент охвата обучения работников организации (подразделения, ДО) по году определяется по формуле:
К охв = nо (25)
n общ
где: nо - количество обученных работников по организации (подразделению);
n общ - общее количество работников по организации (подразделению).
6. Анализ результатов и разработка мероприятий обучения за год.
Определить уровень подготовки по каждому виду обучения и общий уровень подготовки работников по шкале результативности.
Таблица 21– Шкала результативности
Значение коэффициента результативности |
Уровень подготовки |
до 0,4 |
Плохой |
0,4 - 0,6 |
удовлетворительный |
0,6 |
Хороший |
Рассчитать результативность обучения персонала можно и в стоимостном выражении. Согласно методике американской компании «Хониуэлл» эффект взаимодействия программы на производительность и качество труда может быть определен по следующей формуле:
E=P*N*V*K-N*Z, (25)
где:Р -продолжительность воздействия программы на производительность труда и другие факторы результативности;
N - число обученных работников;
V - стоимостная оценка различия в результативности труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу;
Z -затраты на управление;
К - коэффициент, характеризующий эффективность обучения работников (рост результативности, выраженной в долях ).
На предприятии планируется обучение бухгалтеров программе «1C: бухгалтерия». Стоимость программы (в расчете на одного работника) составляет 1 500 руб.
Программой планируется охватить 6 бухгалтеров, стоимостная оценка различия в результативности труда которых при соотношении лучших и средних работников составляет 42 792 руб., эффект обучения предположительно составляет 3/4 этой величины и будет иметь место в течении двух лет. Согласно формуле
Е = 2 * 6 *42 792 *0,75 - 6 * 1 500 = 504 504 руб.
Эффект планируемой программы обучения, согласно оценке по методике «Хониуэлл» составил 504 504 руб.
К сожалению, достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что организации проводят обучение своего персонала, не получая от этого той отдачи, на которую они рассчитывали. Обобщение известного нам опыта показывает, что это обусловлено следующими причинами:
1. руководство может ошибочно считать, что имеющиеся производственные проблемы (низкое качество, низкая производительность и т.п.) будут решены за счет обучения персонала, недооценивая значение таких факторов, как качество оборудования, совершенство используемых технологий, условия труда и др.;
2. в ходе обучения работники вынуждены изучать тот материал или обучаться таким навыкам, которыми они уже владеют;
3. неверный выбор программ обучения. Работников обучают по привычным или популярным в данное время программам независимо от того, соответствуют ли они потребностям организации, смогут ли работники после прохождения курса обучения более успешно выполнять свои профессиональные функции;
4. низкая отдача от обучения может быть связана с тем, что многие специалисты, занимающиеся обучением персонала, не анализируют эффективность проводимого обучения и не делают выводов из допущенных ранее ошибок.
Приведенные выше ошибки показывают необходимость крайне внимательного и требовательного отношения к этой проблеме. Не стоит ее «скидывать» на исполнителя, надеясь, что учебное заведение или преподаватель подготовят именно такую программу, которая на все 100 процентов устроит организацию.
Общая структура процессов подготовки и повышения квалификации кадров была представлена на рис.5. с выделением ответственных за каждую составную часть процесса.
В связи с внедрением данных рекомендаций не требуется изменение в структуре предприятия. Общая ответственность за подготовку и повышение квалификации кадров на предприятии возлагается на заместителя директора по экономике. В его ведении находится финансово-экономический отдел, который включает в себя два структурных подразделения - бухгалтерия , планово-экономическое бюро. Поскольку предприятие является небольшим по численности, вводить специальное бюро по подготовке кадров не целесообразно. Поэтому для организации подготовки кадров вводим – только специалиста по кадрам.