Расчет потребности в квалифицированных кадрах производится планово - экономическим бюро предприятия на основании намеченного роста объема производственной программы, с учетом плановых источников поступления квалифицированных кадров и их выбытия.
При дополнительной потребности в квалифицированных кадрах на планируемый год определяются источники покрытия этой потребности за счет поступления выпускников лицеев, коледжей, приема на предприятие кадров, уже имеющих квалификацию, и подготовки кадров непосредственно на производстве.
ровести анализ кадров
|
|
| |||||
См. рис 8
Рисунок 5 – Процесс подготовки и повышения квалификации кадров
Повышение квалификации и переподготовка работников организации осуществляется на основе перспективных годовых планов подразделений и организации в целом.
Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц:
• вновь поступивших на предприятие и не имеющих квалификации;
• малоквалифицированных рабочих (работающих на предприятии), желающих получить специальность.
Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в цехах с учетом потребности производства и личного желания. Обучение рабочих вторым профессиям организуется для расширения профессионального профиля, с целью совмещения профессий для более рационального использования рабочего времени, оборудования, а также для взаимозаменяемости влучае необходимости.
Ежегодно (октябрь месяц) в каждом подразделении необходимо проводить анализ разряда рабочих по всем профессиям, и на основании результата анализа выявляется необходимость в планировании производственно-технические курсы (ПТК). Квалификационный разряд должен соответствовать разряду выполняемых работ.
При планировании курсов целевого направления (КЦН) следует исходить из необходимости полного обеспечения нормальной работы всех участков и служб подразделения.
Обучение в системе повышения квалификации и подготовки кадров является прямой служебной обязанностью руководящего работника и специалиста, проводится в течение всей трудовой деятельности и носит непрерывный характер.
При планировании работы по повышению квалификации ИТР следует исходить из того, что каждый специалист обязан проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Целесообразно в этой работе оперировать методами социологических исследований. Можно использовать форму анкетного опроса специалистов.
При планировании необходимо проанализировать образование ИТР, эффективность их работы, а также принять во внимание:
-перспективы развития предприятия (подразделения) в планируемый период;
-планы освоения новых изделий, производств, технологий, оборудования и т.п.;
- планируемые изменения в структуре управления;
- улучшение системы качества;
- обучение руководящего состава из лиц, зачисленных в резерв;
- профессиональный рост по служебной лестнице;
- рекомендации аттестационных комиссий;
-возможность организации курсов централизованно на предприятии;
- возможность организации курсов в подразделении;
- необходимость повышения квалификации в ВУЗах и техникумах; возможность финансирования и т.д., и т.п.
При составлении планов в первую очередь необходимо планировать повышение квалификации руководящих работников и специалистов:
- повышенных в должности или зачисленных в резерв на выдвижение и не обучавшихся в системе повышения квалификации;
- выполняющих работы, связанные с разработкой новых изделий и технологических процессов;
- специальность в которых после окончания учебного заведения не соответствует профилю выполняемых работ;
- проработавших после окончания учебного заведения более пяти лет
Повышению квалификации не подлежат работники пенсионного и предпенсионного возраста (до пяти лет).
Повышение квалификации работников предприятия, обучающихся на очно-заочных и заочных отделениях ВУЗов и техникумов, не планируется. Для организации процесса обучения персонала начальник подразделения обязан выпустить приказ о назначении организатора технического обучения из числа ИТР. Организатор технического обучения (ТО) подчиняется руководителю подразделения. Для проведения производственного и теоретического обучения в подразделениях подбираются инструктора производственного обучения и преподаватели (консультанты) теоретического обучения. Инструктора и преподаватели назначаются приказом начальника подразделения.