рефераты по менеджменту

Социально - экономические методы исследования управления

Страница
1

Введение

Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

Актуальность темы. Методы исследования систем управления играют большую роль в эффективной работе любого предприятия (организации) так, как позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.

Цель работы. Целью данной работы является раскрытие социально-экономических методов исследования систем управления, области их применения. Так же сформировать умения и навыкипрактического исследования систем управления.

Объектом исследования являются: социально-экономические методы в исследовании тех или иных процессов или явлений в организации.

Предметом исследования являются: роль методов в исследовании систем управления, их характеристика.

В соответствии с целями в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-категориальный аппарат исследований систем управления

2. Дать характеристику каждого социально-экономического метода исследования;

3. Определить область применения методов и оценить проблематику внедрения;

4. Формировать навыки практического исследования СУДО.

Социально-экономические методы

1.1 Основные понятия

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Метод исследования — это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме­нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про­блем. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных – количественных и качественных показателей функционирования системы. Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента.

К социально-экономическим методам относятся такие методы как функционально-стоимостной анализ, SWOT-анализ, анализ документов. Подробнее каждый метод рассмотрим ниже.

Функционально – стоимостной анализ (ФСА)

Под функционально-стоимостным анализом понимают метод комплексного системного исследования стоимости и характеристик продукции, включая функции и ресурсы, задействованные в производстве, деятельность по продаже, доставке, технической поддержке, оказанию услуг, а также по обеспечению качества. Данный метод направлен на оптимизацию соотношения между качеством, полезностью функций объекта и затратами на их реализацию на всех этапах его жизненного цикла.

Цели использования функционально-стоимостного анализа на предприятии могут различаться в зависимости от объекта исследования. Если объектом исследования будет выступать подразделение предприятия, например отдел маркетинга, то цель исследования будет состоять в достижении улучшений в работе отдела по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Если в качестве объекта исследования рассматривать качество продукции предприятия, то целями ФСА будут: на стадиях научно-исследовательской работы и опытно-конструкторских разработок — предупреждение возникновения излишних затрат, на стадиях производства и экс­плуатации объекта — сокращение или исключение неоправданных затрат и потерь. Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения.

Основные идеи ФСА

- Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования.

- Потребитель стремится сократить свои затраты.

- Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.

Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.

Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:

1. определить уровень (или степень) выполнения различных бизнес-процессов на предприятии, в том числе эффективность управления маркетингом и управления качеством продукции;

2. обосновать выбор рационального варианта технологии реализации бизнес-планов;

3. провести анализ функций, выполняемых структурными подразделениями предприятия;

4. обеспечить высокое качество продукции;

5. проанализировать интегрированное улучшение результатов деятельности предприятия и др.

Принципы функционально-стоимостного анализа

Объект

исследования ФСА  

Принцип ФСА

Содержание принципа ФСА

Подразделение предприятия (отдел маркетинга)

Системный подход

Анализ подразделения как элемента системы более высокого порядка и как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов

Функциональный подход

Анализ подразделения как комплекса выполняемых функций

Творческий подход

Активизация творческой работы по проблемам структуры и функций подразделения

Качество продукции

Функциональность

Рассмотрение продукции как комплекса выполняемых функций

Системность

Изучение каждой функции продукции как самостоятельной системы

Экономичность

Анализ затрат на функции продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции

Творчество

Активизация коллективной работы над повышением качества продукции

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту