Введение
Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.
Актуальность темы. Методы исследования систем управления играют большую роль в эффективной работе любого предприятия (организации) так, как позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.
Цель работы. Целью данной работы является раскрытие социально-экономических методов исследования систем управления, области их применения. Так же сформировать умения и навыкипрактического исследования систем управления.
Объектом исследования являются: социально-экономические методы в исследовании тех или иных процессов или явлений в организации.
Предметом исследования являются: роль методов в исследовании систем управления, их характеристика.
В соответствии с целями в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-категориальный аппарат исследований систем управления
2. Дать характеристику каждого социально-экономического метода исследования;
3. Определить область применения методов и оценить проблематику внедрения;
4. Формировать навыки практического исследования СУДО.
1.1 Основные понятия
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.
Метод исследования — это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных – количественных и качественных показателей функционирования системы. Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента.
К социально-экономическим методам относятся такие методы как функционально-стоимостной анализ, SWOT-анализ, анализ документов. Подробнее каждый метод рассмотрим ниже.
Под функционально-стоимостным анализом понимают метод комплексного системного исследования стоимости и характеристик продукции, включая функции и ресурсы, задействованные в производстве, деятельность по продаже, доставке, технической поддержке, оказанию услуг, а также по обеспечению качества. Данный метод направлен на оптимизацию соотношения между качеством, полезностью функций объекта и затратами на их реализацию на всех этапах его жизненного цикла.
Цели использования функционально-стоимостного анализа на предприятии могут различаться в зависимости от объекта исследования. Если объектом исследования будет выступать подразделение предприятия, например отдел маркетинга, то цель исследования будет состоять в достижении улучшений в работе отдела по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Если в качестве объекта исследования рассматривать качество продукции предприятия, то целями ФСА будут: на стадиях научно-исследовательской работы и опытно-конструкторских разработок — предупреждение возникновения излишних затрат, на стадиях производства и эксплуатации объекта — сокращение или исключение неоправданных затрат и потерь. Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения.
Основные идеи ФСА
- Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования.
- Потребитель стремится сократить свои затраты.
- Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.
Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.
Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:
1. определить уровень (или степень) выполнения различных бизнес-процессов на предприятии, в том числе эффективность управления маркетингом и управления качеством продукции;
2. обосновать выбор рационального варианта технологии реализации бизнес-планов;
3. провести анализ функций, выполняемых структурными подразделениями предприятия;
4. обеспечить высокое качество продукции;
5. проанализировать интегрированное улучшение результатов деятельности предприятия и др.
Принципы функционально-стоимостного анализа
Объект исследования ФСА |
Принцип ФСА |
Содержание принципа ФСА |
Подразделение предприятия (отдел маркетинга) |
Системный подход |
Анализ подразделения как элемента системы более высокого порядка и как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов |
Функциональный подход |
Анализ подразделения как комплекса выполняемых функций | |
Творческий подход |
Активизация творческой работы по проблемам структуры и функций подразделения | |
Качество продукции |
Функциональность |
Рассмотрение продукции как комплекса выполняемых функций |
Системность |
Изучение каждой функции продукции как самостоятельной системы | |
Экономичность |
Анализ затрат на функции продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции | |
Творчество |
Активизация коллективной работы над повышением качества продукции |