рефераты по менеджменту

Совершенствование системы социальной защиты населения

Страница
9

Основным стратегическим ориентиром развития и достижения необходимого ресурсного обеспечения структурных составляющих социальной сферы региона (субъекта Российской Федерации) должна выступать система социальной защиты всех слоев и групп граждан, в случае возникновения различных ситуаций, например, таких как несчастные случаи в быту, болезни, инвалидность, старость и безработица. Разработка стратегических ориентиров обеспечения необходимых социальных гарантий граждан региона должна осуществляться на основе результатов анализа основных изменений в системе социального обеспечения на разных этапах формирования и развития рыночных отношений в России, корректировки и уточнения содержания состава социальных гарантий и целевых социальных нормативов [56. С. 24].

В большинстве регионов, входящих в состав Российской Федерации, местные бюджеты являются дотационными. В этих условиях разработка региональных балансов и бюджетов не может быть осуществлена без установления приоритетов в развитии целевой и стратегической ориентации социальной сферы. Поэтому показатели степени удовлетворения потребностей граждан в социальных благах по каждой отрасли непроизводственной сферы следует планировать отдельно по таким структурным составляющим социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, просвещение, культура. Смена стратегических ориентиров достижения необходимых результатов и развития ресурсного обеспечения социальной сферы, модели социально-экономического развития Российской Федерации отражается на особенностях управления, функционирования и финансирования всех отраслей народного хозяйства, реализации социально значимых программ. Цели формируемых программ в системе стратегического планирования развития социальной сферы наиболее полно могут быть выражены через показатели обеспеченности граждан различными видами услуг в натуральной и стоимостной формах, через измерители, характеризующие состояние материально-технической базы отраслей и объектов социального назначения,

уровни материальной обеспеченности и потребления социальных благ различными группами граждан.

В условиях перехода к рыночной экономике и проявляющихся депрессивных явлений в производственной сфере уровень потребления и качество социальных услуг, равно как и оценка состояния структурных составляющих социальной сферы, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих перемен как в области экономики, так и в области материального положения граждан. И та и другая сторона социальной сферы оказывается весьма чувствительной к ухудшению общих условий производства и потребления, нарушению сбалансированности рыночного спроса и предложения [29.С.45].

Эффективность государственной поддержки структурных составляющих социальной сферы в системе стратегического планирования может существенно возрасти, если реализовать предложения о:

· фиксированной доле валового внутреннего продукта на финансирование деятельности объектов социальной сферы;

· целевой фиксированной доле налогов на их развитие;

· введении отдельной строкой в бюджет затрат на социальные отрасли; совмещении процессов перемещения социальных функций в регионы и их финансового обеспечения;

· обозначении системы финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры;

· контроле целевого расходования средств из внебюджетного фонда медицинского страхования; предоставлении максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций;

· повышении заинтересованности в мобилизации внебюджетных средств.

Стратегической целью проводимых реформ и реальным ориентиром достижения оптимального ресурсного обеспечения должна стать забота о

благосостоянии населения региона. Однако, реалистическая оценка современной ситуации не позволяет рассчитывать в ближайшие годы на заметный рост уровня и качества жизни в каком-либо субъекте Российской Федерации. Поэтому решающее значение приобретают поддержание экономики в функционирующем состоянии на базе стимулирования экономической активности граждан и создание рационального механизма его социальной адаптации. Особое значение при этом имеет формирование и реализация комплекса мер социальной безопасности, в основу которой должны быть положены социальные нормативы.

Интегральным социальным нормативом в системе стратегического планирования развития социальной сферы может выступать потребительский бюджет, суммирующий объемы потребления населением всей совокупности социальных благ, дифференцированные по региональным и половозрастным признакам. В условиях ограниченных ресурсов для социального и экономического развития региона минимальный потребительский бюджет необходим в целях обоснования предельно допустимого уровня потребления социальных благ различными социально-демографическими слоями, группами граждан. Кризисные явления в экономике субъекта Российской Федерации и недостаток финансовых средств могут оказывать негативное воздействие на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, прежде всего в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве, что может поставить многие из них на грань банкротства. Это, в свою очередь, может обострить ситуацию на рынке труда.

Ресурсное социальное обеспечение слоев и групп безработных граждан в системе стратегического планирования целесообразно осуществлять посредством: дальнейшего развития гибкой, социально ориентированной системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики; совершенствования планирования профессионального обучения безработных граждан на основе

программно-целевого подхода к организации обучения различных социальных групп населения; продолжения отбора и формирования учреждений начального, среднего и дополнительного образования, наиболее эффективных образовательных профессиональных программ и технологий обучения безработных граждан; повышения роли подразделений служб занятости в развитии маркетинга образовательных услуг; формирования методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан, переподготовки персонала служб занятости [24. С.7].

В сфере трудовых отношений важное значение в стратегической ориентации на достижение необходимой результативности в социальной сфере и развитии ее ресурсного обеспечения приобретают совершенствование нормативно-правового регламентирования взаимоотношений предпринимателей и наемных рабочих, трехсторонние соглашения между работодателем, профессиональными объединениями работников и наемными работниками, формирование и укрепление механизма государственной инспекции труда, создание систем аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров, социального партнерства.

В этой связи можно выделить два подхода к проблемам стратегического развития социального партнерства, которые существуют в настоящее время в регионах. Первый из них можно отнести только к трудовым отношениям, а второй — к пересечению интересов различных взаимодействующих групп в одной сфере. При этом предметом социального партнерства могут выступать социально-экономические консультации по широкому кругу проблем между различными субъектами, включая государство, а также соглашения между потребителями и производителями об уровне цен и условиях обслуживания взаимоотношений между государственными органами социального обеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами, организациями обслуживаемых ими слоев и групп граждан, по решению экологических и межнациональных проблем. Достижению намечаемых реальных стратегических ориентиров социального партнерства в субъектах Российской Федерации может способствовать: установление процедур распределения доходов; участие работников в собственности хозяйственных обществ, товариществ, вплоть до владения ими контрольным пакетом акций, долей, участия в управлении организационно-правовой структурой.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту