ВВЕДЕНИЕ
Тема дипломной работы «Совершенствование системы социальной защиты населения» является на сегодняшний день едва ли не самой актуальной из всех, поскольку реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства пожилых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране.
Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом, для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние системы социальной защиты в России станет хроническим на многие десятилетия.
Предметом исследования в данной дипломной работе выступает система социальной защиты населения в Российской Федерации в целом, а также её особенности в Приморском крае.
Объект исследования работы: мероприятия, проводимые Управлением социальной защиты населения администрации Приморского края на
территории Уссурийского городского округа.
Поставленная цель может быть сформулирована следующим образом: на основе имеющихся сведений по работе органов социальной защиты населения Уссурийского городского округа разработать Комплексную программу «Дети-сироты г. Уссурийска» на среднесрочный период (2006-2010 гг.), направленную на помощь в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот.
Достижение поставленной цели возможно при условии решения ряда сопутствующих задач:
- изучить понятие «социальной защиты» и «социального обеспечения» в свете теорий исследователей-социологов;
- проанализировать сущностные признаки социальной защиты и рассмотреть её основные функции;
- акцентировать внимание на правовых основах формирования российской федеральной системы социальной защиты населения;
- изучить основные мероприятия, направленные на повышение уровня социальной защищённости малообеспеченных граждан Уссурийского городского округа;
- на основе «Концептуальных подходов к стратегическому планированию развития структурных составляющих социальной сферы на период до 2010 года» разработать перечень мероприятий, составляющих основу Комплексной программы «Дети-сироты г. Уссурийска» на 2006-2010 гг.
Общественные отношения по социальной защите населения по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социальной защиты распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования мероприятий, направленных на социальную защиту малообеспеченных граждан нашей страны.
В советский период бедность и безработица не признавались официальным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования мероприятий в сфере социальной защиты был достаточно простым и понятным каждому. Он заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов на выплату пенсий, пособий, на социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, детей в детских учреждениях. В теории социальной защиты населения соответствующие источники финансирования рассматривались как особая правовая категория — «фонды для нетрудоспособных». Однако, в реальной жизни таких фондов, имеющих статус самостоятельных кредитно-финансовых систем строго целевого назначения, не существовало; это были бюджетные средства и право распоряжения ими являлось исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования и социального страхования членов колхозов (1964 г.), с образованием особых внебюджетных централизованных союзных фондов — социального обеспечения и социального страхования колхозников. Но это не повлияло на исключительно централизованный, жестко нормируемый способ распределения средств по системе социального обеспечения. Этот способ распространялся на всю систему, включая пенсионное обеспечение в порядке государственного социального страхования. Он полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами страховых платежей. Такие платежи вносили лишь предприятия, учреждения, организации по установленным тарифам, уровень которых определялся государством с учетом, главным образом, доходности отрасли народного хозяйства и никак не влиял на уровень пенсионного обеспечения.
Отличительная черта союзной системы социальной защиты населения состояла также в том, что государство не ставило её уровень в зависимость от
какого-либо социального стандарта, например от прожиточного минимума. Это давало возможность не фиксировать в общегосударственном масштабе «черту бедности», что априори означало отсутствие в советском государстве бедных как определенного социального слоя населения.
Жесткое государственное нормирование всех видов социальной защиты по принципу «разумной достаточности», определяемой государством без учета официально признанного стандарта уровня жизни, в итоге привело к тому, что финансирование расходов на социальное обеспечение осуществлялось по «остаточному принципу», замораживающему на долгие годы размеры минимальных и максимальных пенсий, пособий, норм расходов на содержание детей, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обеспечения. В результате доля валового внутреннего продукта, приходящаяся на каждого по системе социальной защиты, стала неуклонно снижаться.
Таким образом, государство превратилось в гаранта равенства в бедности, предоставляя старым людям, инвалидам, семьям с детьми хотя и невысокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по уровню доходов и, как следствие этого, породило удивительный феномен в психологии людей — иллюзию обеспеченной старости и «уверенности в завтрашнем дне».
Именно эта черта советской социальной защиты послужила основанием для теоретического постулата — об алиментарном характере общественных отношений по социальной защите нуждающихся граждан. Его авторы и сторонники как бы с вершин науки обосновывали социальную справедливость распределительной системы социального обеспечения по принципу уравнительности, видя в этом ее привлекательность, а не ущербность. Дипломная работа состоит из трёх глав: теоретической, аналитической и главы по совершенствованию системы социальной защиты населения на территории Уссурийского городского округа.