- ухудшением состояния здоровья детей: в Уссурийском городском округе лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом здоровье;
- сохранением высокого уровня преступности в детской и молодежной среде (в среднем, в два раза превышающей уровень “взрослой” преступности); экспансией наркобизнеса и наркотизации детей и молодежи, как одной из проблем Уссурийского городского округа: около 70% потребляющих наркотики составляют малолетние дети и молодые люди до 30 лет;
- размыванием ценностных ориентаций в детской среде, кризисом духовного мира юношества; усилением недоверия к институтам власти в целом (лишь около 15% молодых людей считают, что государство проводит целенаправленную молодежную политику; более 60% считают, что этого не происходит).
В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских объединений” (от 26.05.95 г. № 98-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 ”О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи”, постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 № 387 “О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации”. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие вопросы молодежной политики на местах и учитывающие особенности регионального развития.
24 июня 1999 года принят Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (№ 120-ФЗ).
Программа подготовлена в целях выполнения Федерального Закона Программа включает следующие разделы: организационные меры по обеспечению выживания, защиты и развития детей-сирот и детей из неблагополучных семей, охрана здоровья ребенка, продовольствие и питание, роль женщин, здоровье матери и планирование семьи, дети, находящиеся в особенно трудных условиях, базовое образование и грамотность.
Разработка программы обусловлена исключительной значимостью государственных мер по обеспечению выживания, зашиты и развития детей в крае крайне неудовлетворительным их положением.
Заказчиком программы является координационный совет при администрации Уссурийского городского округа.
Финансирование программы, включающей реализацию правительства Российской Федерации, должно обеспечиваться за счет местного бюджета и внебюджетных средств по трём направлениям:
1. Меры, осуществляемые во исполнение Указа Президента и Постановлений Правительства Российской Федерации.
2. Меры, осуществляемые сверх предусмотренных Президентом и Правительством, в целях реализации первоочередных мер об обеспечении выживания, защиты и развития детей-сирот в г Уссурийске.
3. Меры экономического содержания , устанавливаемые для организаций, учреждений, коммерческих структур, осуществляющих производство
потребительских товаров, торговое, медицинское обслуживание детей из малообеспеченных семей, а также детей-сирот.
Первоочередные меры должны быть направлены на детей - инвалидов с детства, детей — сирот и детей, находящихся под опекой и попечительством , до- ей до 3 - х лет, беременных женщин и кормящих матерей, детей и подростков, находящихся в особо трудных условиях. многодетных, малообеспеченных семей. семьи студентов, студентов - инвалидов, имеющих детей, неполные семьи.
Проблемы: снижение темпа роста численности населения города и района, снижение общего показателя рождаемости в городе и районе, рост обшей смертности населения, высокий уровень правонарушений, положение детей-инвалидов, увеличение числа детей, лишившихся попечения родителей и организация их устройства на дальнейшее воспитание, аборты в подростковом возрасте, насилие в отношении детей, детская проституция.
Для решения названных проблем необходимо: создать единый координационный совет при администрации Уссурийского городского округа, содействовать проведению реформы структур, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, обеспечить повышение правовой грамотности населения, особенно по вопросам прав детей-сирот и детей-инвалидов детства, усилить контроль координации государственных структур с неправительственными организациями по вопросам, касающимся положения детей.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Комплексной программы «Дети-сироты Уссурийска» является формирование, развитие и укрепление правовых, социально-экономических и организационных условий для интенсификации гражданского становления и эффективной социализации детей-сирот в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства; для самореализации личности молодого человека, как активного участника преобразований современного российского общества.
В основных положениях Программа «Дети-сироты Уссурийска» на период 2006-2010 гг. носит преемственный характер по отношению к программе предыдущего этапа.
Рассмотримположение детей-сирот в г. Уссурийском городском округе сложившееся на сегодняшний день.
Общая характеристика положения детей и молодёжи Уссурийского городского округа
В г. Уссурийском городском округе в 2005 г. наблюдалось снижение рождаемости. По данным статистики за год родилось 1529 детей, что на 23 ребёнка или на 1,5 % меньше, чём в 2004 г.
Отмечается рост общей смертности число умерших в 2005 г. составило 40 детей, что на 48 % больше, чем в 2004 г.
На 1.01.2005 г. в городе и районе в 1263 многодетных семьях было 4134 несовершеннолетних ребёнка. Количество детей - инвалидов до 16 лет составляют 950 человек. Дети - инвалиды, дети из многодетных, неполных семей в настоящее время являются социально незащищёнными категориями граждан.
По-прежнему многочисленными и нерешёнными остаются проблемы женщин, особенно одиноких матерей. Исследования показывают, что работающим женщинам практически не хватает времени на воспитание детей. Отсюда возникает проблема социального сиротства детей, беспризорности, преступности.
Увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.
На 1.01.2003 г. их количество составляет 483 ребёнка, число детей — сирот 184 (из них на опёке-141 ребёнок ).
В 2005 г. на территории г. Уссурийска наблюдался рост подростковой преступности на 43% (в 2004 г.-249, в 2005 г. -356 преступлений). Из всех участников краж 68,5 % дети из неблагополучных семей. Основными причинами совершения преступлений данными подростками является лёгкая подверженность чужому влиянию, слабый контроль за подростками со стороны родителей, учебных заведений в свободное время. С 2004 по2005 гг. увеличилось количество преступлений, совершённых в группах (со 131 до 149). Количество преступлений, совершённых в Уссурийском районе в 2005 году по сравнению с 2004 г. значительно не изменилось: 2001г. -78, 2002 г.-76).
Увеличился показатель преступности в группах подростков (с 15 в 2004 г. до 30 в 2005 г.), работающих несовершеннолетних (с 6 в 2005 г. до 13 в 2004 г.), иногородних (с 3 противоправных действий до 6). Уменьшился удельный вес преступлений, совершённых в районе подростками по сравнению с общей картиной, преступности (в 2004 г-14,3 %, в 2005 г.-11,1%).