Вместе с тем с чьей-то легкой руки в профессиональной лексике специалистов прочно укрепляются и такие "неологизмы", как "малый предприниматель" или "малый сектор экономики", иногда даже переползая с отдельных страниц диссертаций и научных статей в нормативно-правовые акты и документы государственной важности. Прочно утвердившийся в официальных документах оборот "малое предпринимательство" также может быть подвергнут сомнению в отношении адекватности своего использования, тем более что он начал применяться только в России.
Относительно таких словесных комбинаций можно отметить следующее.
Во-первых, предпринимательство (любое) - чрезвычайно многогранная и интегральная, по сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и . - этот перечень можно было бы продолжить. Причем надо заметить, что существует "большое искусство" и просто "искусство", но нет "малого искусства", иначе это уже не искусство, а плохая художественная самодеятельность. Существует "большой спорт" и просто "спорт", но нет "малого спорта", иначе это уже не спорт, а физкультура. Есть "большие ученые" и просто "ученые", но не существует "малых ученых", или это уже не ученые, а юные члены кружка технического творчества. Соответственно неправомерно, на наш взгляд, говорить о "малых предпринимателях" и/или "малом предпринимательстве", поскольку понятия "предпринимательство" и "малый бизнес" взаимосвязаны, но не эквивалентны. При этом владелец малого бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, -всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство - малый бизнес.
Во-вторых, с точки зрения международной деловой терминологии понятие "малое предпринимательство" также не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным вариантом перевода термина "small business".
Относительно же такого оборота, как "малый сектор экономики", можно только развести руками, задав себе и употребляющим этот термин вопрос: "В каком смысле малый?"
Достижима ли универсальность определения малого и среднего бизнеса?
В последние 10-15 лет малые и средние предприятия стали привлекать к себе все более пристальное внимание как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в различных странах. Все более широкое признание получает способность предприятий малого и среднего бизнеса вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей^. В связи с этим усиливается интерес как к изучению малых фирм, особенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики и формируется потребность в соответствующей информации.
В настоящее время есть уже ряд примеров крупномасштабных исследований по различным аспектам развития МСГР. Появляются такие исследования и в России^, а также в других странах Восточной Европы^. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется отсутствием единого подхода к определению малого и среднего предприятия.
Отдельные попытки как зарубежных^ так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение, по-видимому, заранее обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого и/или среднего предприятия, дифференцированности объективных внешних условий всегда будут появляться вариации на эту тему, соответствующие конкретным условиям и специфическим задачам. О практической неосуществимости такого рода задачи говорится в ряде работ^, при этом подчеркивается, что для разных целей могут использоваться (что и делается) различные определения.
Отметим также, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для решения других - достаточно наличия общих согласованных подходов к пониманию содержания, стоящего за тем или иным понятием.
Учитывая реальный опыт и практику развития МСП в мире и в России, можно выделить следующие проблемные области, требую-
" Focus on SMEs. Panorama of EU Industry. - EUROSTAT, 1995, No 6, p. 61-69.
" PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises. A European research project coordinated by the Industrial Training Authority of Cyprus. 25th European Small Business Seminar. September, 1995.
" Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. РАРМП. М., 1996; Мониторинг предпринимательства. Малый бизнес России: Адаптация к переходным условиям. - Предпринимательство в России, 1995, № 1,2
^ Kondratowicz A., Maciejewski W., Moravski L. Polish SMEs 94. Empirical Research 1992-1994. Warshaw, 1995.
^ Brooksbank R. Defining the Small Business: A New Classification of Company Size. - Entrepreneurship and Regional Development, 1991, No 3, p. 17-31.
" Focus on SMEs. Panorama of EU Industry; Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s. - Small Business Research Trust, National Westminster Bank, PCP, 1991; Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. Routledge, 1994.
_Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения
щие использования формального определения размера предприятия или неформального согласованного подхода (табл. 1).
Таблица 1
Проблемные области и использование формального/неформального подхода к определению малого и/или среднего предприятия
Проблемные области |
Формальный подход |
Неформальный подход |
Статистические наблюдения Разработка государственных программ поддержки малых предприятий Налогообложение Образование Исследования |
х х х х х |
х х х |
/. Статистические наблюдения и сопоставление деятельности малых и средних предприятий. Можно выделить различные уровни такого анализа:
- межфирменный (сравнительный анализ самого широкого спектра, например, сопоставление стилей менеджмента, производительности и других аспектов деятельности фирм самых разных отраслей, регионов);
- внутриотраслевой (сравнительный анализ деятельности МСП одной и той же отрасли);
- межотраслевой (сопоставление деятельности МСП разных отраслей - микроуровень, а также сопостав.ление отраслевых секторов МСП - макроуровень анализа);
- межрегиональный и международный (сравнительный анализ деятельности как фирм - микроуровень, так и секторов МСП - макроуровень - различных регионов и стран).