О постановке проблемы
О наличии в хозяйственной деятельности современной России "ненормативных" явлений известно всем и каждому. Но насколько они распространены? И если это действительно "норма жизни", то воспринимаются ли они как нарушение этических норм самими субъектами хозяйствования? В каких пределах возможно изменить данную ситуацию? И вправе ли мы надеяться на появление иных норм - не в отдаленном "светлом будущем", а в сегодняшних, далеко не идеальных условиях? Таков круг вопросов, которые мы задавали себе, приступая к данной работе.
Есть как минимум одна важная причина, ограничивающая наши аналитические возможности. Мы зачастую просто не знаем, чтб происходит, испытывая острую нехватку надежной первичной информации о состоянии и динамике хозяйственной среды (особенно это касается дел в регионах и за пределами крупных городов). В этих условиях наши представления основываются на порой обманчивых бытовых наблюдениях или являются плодами воздействия средств массовой информации, тяготеющих к крайностям идеализации или, напротив, тотального очернения (чего стбят, например, многократные указания на сплошную криминогенность российского бизнеса).
Поэтому попробуем обратиться к эмпирическим данным. В феврале 1996 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Социологическая служба съезда при непосредственном участии автора провела стандартизованный опрос
его участников'. Всего опрошено 1517 респондентов, из которых 887 (58,4%) назвали себя представителями собственно малого бизнеса. Остальные представляют крупные и средние предприятия (14,1%), федеральные и региональные органы государственного управления (12,7°о) и общественные организации, занятые поддержкой малого бизнеса (8,4%). В данной статье мы оставим в стороне большую часть полученных результатов опроса, концентрируя внимание на блоке проблем, посвященных деловой этике.
Прежде всего очень коротко об общем понятии деловой этики. Она представляет собой важнейший элемент экономической культуры - совокупность знаний и навыков, норм и ценностей, вырабатываемых, накапливаемых и воспроизводимых в процессе хозяйственной деятельности. Деловую этику образуют на основе идеального поведения и общезначимые правила, ограничивающие предпринимателей в их хозяйственных действиях. Анализировать деловую этику - значит пытаться прочертить и сопоставить как минимум две границы. Первая граница проходит между хозяйственными практиками - обычными (широко распространенными) и теми, которые не воспринимаются как обыденные и привычные. Вторая же граница пролегает между этическими оценками этих практик - между тем, чтб оценивается хозяйственниками как норма, достойное поведение, и тем, что считается аномалией, непристойностью.
Теперь о методической стороне дела. Все вошедшие в интересующий нас анкетный блок вопросы относятся к нормативному уровню деловой культуры. Они нацелены на выяснение отдельных сторон формирования деловых отношений, связанных с выходом за чисто экономические рамки и нарушением этических норм. Речь идет о трех важных аспектах этих отношений, каждый из которых образует сегодня одну из наиболее сложных и острых проблем на пути формирования новой этики бизнеса:
- выполнение партнерами взаимных деловых обязательств;
- применение силовых методов в деловых отношениях;
' Среди представителей МП, о которых главным образом и пойдет далее речь, традиционное большинство составляют мужчины (82,7%). ^/ имеют высшее образование, в том числе каждый восьмой - ученую степень. Распределение по возрасту статистически нормальное. Более ^/ находятся в активном среднем возрасте - от 30 до 50 лет. Практически все участники опроса занимают руководящие должности на своих предприятиях. Девять из десяти - не новички в малом бизнесе, имеют опыт работы три года и более. Предприниматели представляют все основные группы отраслей, среди которых выделяются: производство - 41,2%; торговля и услуги -39,1; наука, информация и обучение - 18,0; строительство - 14,3%. Очень широка география участников опроса. Только 22,7% респондентов - москвичи, из С.-Петербурга - 10,7%. Остальные достаточно равномерно представляют основные регионы России. Разумеется, опрос участников съезда не может быть репрезентативен в строгом смысле слова, но мы вправе говорить о том, что были рассмотрены мнения очень широких предпринимательских слоев.
Мы благодарим за организацию опроса В.А.Губернаторова (Торгово-промышленная палата), В.Н.Лащинского (социологическая служба "Кассандра)", А.Ю.Челу ренко (Российский независимый институт социальных и национальных проблем), а также за помощь в его проведении сотрудников сектора экономической социологии Института экономики РАН.
73
- взаимоотношения с властными структурами и проблема коррупции.
По каждому из трех аспектов было задано два парных вопроса. Первый вопрос предполагает общую оценку реальной ситуации, второй переводит ту же оценку в ценностно-нормативную плоскость, показывая пределы возможностей изменения ситуации в реально сложившихся условиях с точки зрения самих хозяйствующих агентов. Задача состоит в определении степени распространенности указанных (негативных, "аномальных") явлений и того, в какой мере эти явления воспринимаются сегодня в качестве нормы хозяйственной жизни. (Выяснять идеальные представления респондентов в данном конкретном случае нецелесообразно, поскольку ответ заранее известен: все выскажутся за искоренение негативных явлений^.) Рассмотрим теперь полученные данные.
О нарушении деловых обязательств
Много говорится об отсутствии деловой обязательности у новых российских предпр.инимателей, о постоянных срывах поставок, невыполнении условий заключенных договоров. Порой за ними скрывается хитрое мошенничество, порой - элементарная неорганизованность. Сказываются, конечно, и обстоятельства, независимые от воли нарушителей. Насколько распространенными эти явления кажутся самим предпринимателям?
Сталкиваться с нарушением деловых обязательств, к сожалению, приходится абсолютному большинству представителей малого бизнеса (более V,p), более половины (52,0%) из которых считают это нередким явлением, а, по мнению 41,2% руководителей, такие нарушения совершаются часто (см. табл. 1). Интересно, что представленные оценки с точностью до 1-2% совпадают с результатами, полученными в нашем опросе руководителей негосударственных хозяйственных структур в 1993 г. Ситуация, судя по всему, существенно не меняется в лучшую сторону, а в худшую ей меняться особо некуда^.
'
Таблица
Частота столкновений руководителей малых предприятий с ненормативными хозяйственными действиями (в %)
Часто |
Нередко |
Отсутствуют | |
Нарушения деловых обязательств (N = 818) |
41,2 |
52,0 |
6,8 |
Силовые вымогательства и угрозы (N = 760) |
26,2 |
57,1 |
16,7 |
Вымогательства чиновников (N = 832) |
40,7 |
49,9 |
9,4 |