Таблица 3 Варианты количественных определений среднего предприятия
Тип исследования |
Балансовая стоимость активов, млн. ф. ст. |
Объем продаж, млн. ф. ст. |
Число занятых, человек |
Определение размера фирмы в целях | |||
бухучета |
1,4-5,75 |
1,4-5,75 |
50 - 250 |
Планирование в среднем бизнесе |
10-33,3' |
- | |
Стратегия в среднем бизнесе |
- |
- |
10 - 500 |
Корпоративное планирование | |||
в среднем бизнесе Великобритании |
- |
9-160 |
1800-4999 |
Экспортные маркетинговые стратегии | |||
в среднем бизнесе Великобритании |
- |
- |
100-500 |
Факторы успешного роста компаний | |||
в США |
- |
16-666* |
- |
Факторы успешного роста компаний в | |||
электронной промышленности | |||
Великобритании |
- |
10-120 |
- |
Инновации в промышленности Греции |
- |
- |
50-250 |
Маркетинговые исследования в | |||
среднем бизнесе |
- |
- |
100-500 |
Стратегии развития технологий в | |||
среднем бизнесе |
- |
13-66* |
- |
• - Доллары США пересчитаны в фунты стерлингов.
Источник: Brooksbank R. Defining the Small Business: a New Classification of Company Size.
Главным достоинством количественных определений является удобство их использования. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.
Качественные варианты определений предусматривают использование качественных критериев. Возможно также дополнение качественного определения некоторыми количественнымии показателями. Однако и такой подход опирается в основном на субъективные суж-
дения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, "интуитивно" известные как присущие компаниям того или иного размера. Делаются также попытки определить размер "малого", "среднего" и "крупного" предприятий через рассмотрение, по сути, "эффектов" или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы.
В качестве примера такого подхода Р.Бруксбэнк приводит определение Ван Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе особенностей стратегического планирования малых фирм Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в стратегическом аспекте малым фирмам:
- относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау);
- сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы и т.д.);
- менее развитые системы управления, административных процедур и технологий, необходимых для оценки и контроля стратегического положения компании;
- несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым и обучающим программам;
- главные управленческие должности и большинство акций удерживаются основателями предприятия и/или их родственниками.
На базе этих качественных критериев, а также своего опыта консультирования в Нидерландах Ван Хорн предложил считать средними предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и оборотом в 1-33 млн. ф. ст.
Другим примером качественного подхода является методика, разработанная X. Веду" на основе исследований процессов развития организаций. Он идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера - от малых до крупных (см. табл. 4). В этом исследовании делается вывод о том, что британские средние по размеру компании - это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.
Широкое распространение в западных странах получила также "теория этапов роста фирмы" (или просто "теория роста компании"), появившаяся в результате исследований в области "организационного поведения" ("organisational behavior)" и также давшая толчок к распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. И хотя ни один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую с определением размера предприятия, ряд исследователей используют эту концепцию для развития качественных вариантов определения размера фирмы.