рефераты по менеджменту

Малые предприятия

Страница
5

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизо­ванного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предпринимательства. Создан соответствующий Го­сударственный комитет Российской Федерации по поддержке и раз­витию малого предпринимательства, приняты законы, подписаны указы, постановления правительства, проводятся съезды, конферен­ции, "круглые столы", готовятся новые . И что дальше?!

На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюда­лись в начале 90-х годов. Если в 1992 г. количество малых предпри­ятий (МП) увеличилось в 2,1 раза, то в 1993 г. темпы роста снизи­лись до 1,5 раза, а в 1994 г. рост составил всего 4%. На конец 1995 г. насчитывалось около 900 тыс. МП, на которых было занято около 9 млн. человек, или 15% (против 14% в 1994 г.) общей численности занятых на предприятиях и в организациях.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого пред­принимательства в 1995 г., по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потре­бителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой поли­тики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов. В частности, запасы сырья и материалов на конец 1995 г. сократились примерно у 40°о хозяйств. Сложившийся уровень зака­зов, обеспеченности сырьем и материалами, энергетическими и фи­нансовыми ресурсами большинство предпринимателей по итогам оп­росов оценивали "ниже нормального".

К концу 1995 г. обозначилось резкое падение темпов роста, а затем и снижение числа МП, действующих в сфере торговли и по­среднических услуг. По данным проведенных обследований, к концу 1995 г. наметилось замедление темпов роста объемов продаж этой категории малых предприятий, сужение ассортимента товаров, умень­шение объема поступлений товарных ресурсов. Более 70% мелких торговых фирм не склонны увеличивать численность работающих. В качестве основных факторов, препятствующих нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число опрошенных пред­принимателей отмечают высокие налоги, а также недостаток собствен­ных средств (более 60% опрошенных) и высокие транспортные рас­ходы (более 35%).

В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, общей коммерческой деятельности эти сферы малого пред­принимательства нуждаются в государственной поддержке.

Отечественная налоговая система еще находится в стадии фор­мирования. Гражданский кодекс РФ не определяет и не может опре­делять содержание и формы регулирования малого предприниматель­ства, осуществляемого государством через налоговое законодатель­ство. Между тем следует отметить, что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регулированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принципов свободного предпринимательства.

Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактиче­ски текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегод­ня в выборе между политикой подавления либо стимулирования ма­лого предпринимательства. Произвольное использование налогов для таких целей представляется, однако, противоречащим конституцион­ным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна обосно­вываться аналогичная направленность запретов и ограничений, вво­димых законодательством о лицензировании, таможенным законода­тельством, законодательством о земле и других природных ресурсах.

Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, по­шлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодатель­ный произвол.

Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с це­лью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный обо­рот товаров, услуг и капиталов.

Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпри­нимательства нашли отражение в принятом Законе РФ "О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в Законе "06 упрощенной системе налогообложения и учета для субъектов малого предпринимательства".

Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вводится параллельно с действующими условиями налогообло­жения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой системы налогообложения осуще­ствляется на добровольной основе самими субъектами малого пред­принимательства.

Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого пред­принимательства, являющихся юридическими лицами, с численнос-

тью занятых в производственной деятельности до 15 человек, в сфе­рах розничной торговли, бытового обслуживания населения, услуг -до 10 человек. Не допускается переход на эту систему предприятий, занятых производством подакцизной продукции.

Вводимая упрощенная система налогообложения и учета пред­полагает, что вся совокупность установленных законодательством для юридического лица - субъекта малого бизнеса - федеральных, регио­нальных и местных налогов, контроль за взиманием которых возло­жен на налоговые органы, а также платежей во внебюджетные фон­ды заменяется единым налогом на доход. Предусматривается сохра­нение для этой категории плательщиков платежей, контроль за взи­манием которых возложен на таможенные органы, обязательных от­числений в социальные внебюджетные фонды, уплаты государствен­ных пошлин и лицензионных сборов за занятие определенными вида­ми деятельности.

Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия.

Базой для обложения единым налогом становится доход пред­приятия, исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в про­изводстве сырья, материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную стоимость, уплачен­ных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы мест­ного самоуправления, пытаются устанавливать произвольные нало­ги. Конечно, проще забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов, которые не получали го­сударственную поддержку, к малым предприятиям и регионам, кото­рые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и "раскачива­ющихся" налоговое давление усилится.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту