Один из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство авторов рассматривают компании как предприятия, развивающиеся начиная от малой фирмы, ориентированной на производство одного продукта, до крупной с ориентацией на диверсификацию
Таблица
Вариант качественного определения размера фирмы по X. Велу (1980 г.)
Малый бизнес |
Крупный бизнес |
Малый - средний бизнес
Средний крупный бизнес
Цели |
^ >: |
Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями
Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно
Корректируются рынком и стратегией, изобретательно
Доминирование на рынке, систематически и стратегически
Менеджмент |
Личный, авторитарный, прямой |
Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами
Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов
Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура
Продукт |
Нет планирования, нет маркетинговых исследований |
Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований
Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования
Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования
Персонал |
Личные отношения "босс-сотрудник" по принципу "большая семья", высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов, нет СТК
Личные отношения "наниматель - коллектив сотрудников", некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК
Отношения сотрудничества, организационная "среда", некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, совет трудового коллектива
Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК
Финансы |
Семья, банк, акции |
Семья, банк
Семья, банк
Банк, акции
своей деятельности по производству большого числа продуктов (технологий, услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристики этапа развития продукта используется "коэффициент специализации" ("specialisaion ratio), равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.
Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения ряда характеристик, таких, например, как "система менеджмента", а также достаточно широкий спектр самих критериев.
Чисто качественное определение малой фирмы можно сформулировать посредством выделения основных характерных особенностей ее существования и развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятиий следующими специфичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.
Комбинированный подход. Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса^. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в международном контексте.
Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Бол-тонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:
- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
- фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
Статистическое определение (табл. 5) предполагалось использовать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой
А. Колесников, Л. Колесникова
национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изменений соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.
Данные таблицы 5 иллюстрируют также использование различных определений для разных отраслей и вариации одних и тех же "критериев малости" для различных сфер деятельности.
Таблица 5
Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета
Отрасли |
Определение |
Промышленность |
Число занятых не более 200 |
Строительство, добыча | |
полезных ископаемых |
Число занятых не более 25 |
Розничная торговля, услуги |
Оборот не более 50 000 ф. ст. |
Продажа автомобилей |
Оборот не более 100 000 ф. ст. |
Оптовая торговля |
Оборот не более 200 000 ф. ст. |
Транспорт |
В собственности фирмы не более |
5 транспортных средств | |
Общественное питание |
Все самостоятельные предприятия, |
исключая чьи-либо отделения и | |
предприятия, управляемые | |
пивоваренными заводами |