Давно подмечено, что чем состоятельнее покупатель, тем он более требователен к широте ассортимента и качеству товаров. Поэтому если магазин в самом начале своей работы заявил о наличии в ассортименте неких позиций, то их необходимо поддерживать. Когда ассортимент торгового предприятия плывет, состоятельный покупатель вынужден искать более стабильный магазин.Важнейшим элементом системы торгового обслуживания покупателей является используемый метод продажи товаров в магазине. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок и объем затрат времени на обслуживание.
Оценку эффективности метода продажи в магазине «Эльдорадо» будем проводить анализируя технологические, социальные показатели.
К технологическим показателям относятся общая площадь магазина, коэффициент установочной площади, коэффициент выставочной площади, коэффициент устойчивости ассортимента и т.д. Основные технологические показатели, характеризующие эффективность метода продаж, представлены в табл.2
Таблица 2
Технологические показатели | Данные фактические за прошлый год | Фактические данные за отчетный год |
1. Площадь магазина, кв.м. Общая площадь магазина |
938 |
938 |
2. Коэффициент установочной площади, k ут. 0,3 | 0,29 | 0,29 |
3. Коэффициент выставочной площади, k вт. 0,65-0,75 | 0,72 | 0,72 |
4. Широта и устойчивость ассортимента в магазинах: количество разновидностей реализуемых товаров, k рт. | 812 | 978 |
5. Коэффициент устойчивости ассортимента, k уст. 0,96-0,98 | 0,96 | 0,97 |
Коэффициент установочной площади приближен к нормативу, что также свидетельствует о рациональном размещении товара. Данный коэффициент в отчетном году выше, чем в прошлом, что свидетельствует о положительной работе руководства магазина «Эльдорадо», которое постоянно следит за рациональным использованием торгового помещения. Коэффициент выставочной площади также достигает уровня норматива, что с положительной стороны характеризует деятельность магазина.
Частное значение коэффициента устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе этот показатель к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше он формируется. В магазине «Эльдорадо» коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,97, что свидетельствует о правильном формировании ассортимента товаров. Все это способствует лучшему качеству обслуживания покупателей и полному удовлетворению потребительского спроса.
Далее проанализируем социальные показатели, характеризующие эффективность традиционного метода продаж в магазине.
Таблица № 4
Показатели | Фактические данные за май-октябрь 2009г. | Фактические данные за ноябрь-апрель 2010г |
Среднее время, затрачиваемое на покупку, (мин). | 11 | 9 |
Коэффициент завершенности покупок (отношение числа покупателей, совершивших покупку, к общему числу покупателей, посетивших магазин) 1,0 | 0,87 | 0,91 |
Анализ данных показывает, что в отчетном году сокращается время, затрачиваемое на покупку товаров, что свидетельствует о повышении торгового обслуживания, за счет квалифицированных продавцов, а также правильного формирования ассортиментной политики.
Коэффициент завершенности покупок достаточно высок – 0,91, это также положительно характеризует хозяйственную деятельность магазина при традиционном методе продаж, т.е. магазин создал хороший имидж «в глазах» покупателей, а значит, торговое обслуживание на высоком уровне.
Анализ уровня торгового обслуживания проводился в «Эльдорадо» с помощью самих покупателей, т.е. проводился опрос. Особый интерес предоставляют опросы лиц, только что посетивших магазин, так как в данном случае получаем достаточно точные ответы на ряд вопросов. Это обусловливается тем, что в момент посещения и выхода из магазина у покупателя складывается определенное отношение к тому, как его обслужили. Имеется возможность не только определить качество обслуживания, но и более точно установить причины мотивированной реакции покупателя на уровень и качество обслуживания.
Было опрошено 200 человек анкетным методом, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих. При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые. Предложенная анкета покупателю исключала получение каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения покупателей.
Примерная анкета покупателя
Вопросы | Ответы |
1. Как часто вы делаете покупки в нашем магазине? |
а) Ежедневно. б) Несколько раз в неделю. в) От случая к случаю. г) Впервые. |
2. Что, по вашему мнению, характеризует качество торгового обслуживания? |
а) Наличие товаров и возможности их выбора. б) Доступные цены. в) Оказание дополнительных услуг. г) Реклама и консультация о товаре. д) Чистота и порядок в магазине. |
3. Что вы думаете об ассортименте в магазине? |
а) Широкий. б) Узкий. |
4. Как вы оцениваете уровень мастерства работников нашего магазина? |
а) Высокий. б) Удовлетворительный. в) Неудовлетворительный. |
5. Как вы оцениваете обслуживание в нашем магазине? |
а) Высокий. б) Удовлетворительный. в) Неудовлетворительный. г) Очень хорошее. д) Хорошее. |
Благодарим за ответы! |